Государственный суверенитет России в XXI столетии: пройденный путь и видение будущего
Аннотация
Актуальность выбранной проблематики продиктована размытостью концепции государственного суверенитета, риском его утраты в условиях обострения международных отношений, опасностью терроризма, угрозой распространения оружия массового уничтожения, поиском новых форм политико-юридической организации мирового социума. Рассматриваются факторы, влияющие на трансформацию государственного суверенитета. Методологической основой исследования послужили исторический, логический, сравнительно-правовой и системный методы. На основе обобщения доктринальных источников, Конституции России, ежегодных посланий Президента России, собственных мировоззренческих установок автор делает вывод о том, что утрата государственного суверенитета представляет экзистенциональную угрозу существования национального государства. Предотвратить развал суверенного государства, реально защитить государственный суверенитет возможно только путем принятия системных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2024 |
Страницы | 3-7 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-8-3-7 |
Каждая область научного знания в той или иной мере опирается на самоочевидные, не требующие доказательств истины. Одной из таких аксиом является положение, согласно которому противостоять внешним и внутренним угрозам может только сильная держава, обладающая государственным суверенитетом и способная обеспечить национальную безопасность. Таким образом, идея сильного государства отчетливо коррелируется с государственным суверенитетом страны, который является необходимым свойством государства.
Родоначальник введения в научный оборот понятия «суверенитет», французский мыслитель и правовед Ж. Боден (1530–1596) полагал, что суверенитет — это «абсолютная и вечная власть в государстве», не допускающая каких-либо ограничений, за исключением «божественных заповедей и естественного права». Однако концепция суверенитета, разработанная ученым, не является концепцией государственного суверенитета, поскольку суверенитет рассматривался им применительно к конкретному лицу — суверену, а не к государству как таковому.
В дальнейшем теория суверенитета получила развитие в многочисленных трудах отечественных и зарубежных правоведов, философов и политологов, рассматривающих суверенитет в качестве имманентного свойства (принципа, признака), присущего государству в целом.
Действующее российское законодательство до настоящего времени не содержит определения понятия «государственный суверенитет», и в правовой науке оно определяется по-разному. В отечественном научном дискурсе XXI в., по мнению автора, доминирует точка зрения, согласно которой государственный суверенитет определяется как способность и возможность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Вместе с тем все чаще высказываются идеи об исчерпаемости государственного суверенитета, о десуверенизации государств-наций в условиях глобализации и надгосударственном глобальном управлении.
В Конституции России понятие «суверенитет» является одним из базовых. В редакции Основного Закона 1993 г. содержание данного термина раскрывается в преамбуле, а также в ст. 4, ч. 3 ст. 5, ст. 67, 68, 70, 71, ч. 5 ст. 76, ст. 79 разд. 1, абз. 4 п. 1 разд. 2. Единство и целостность государства, защита его от внешних и внутренних угроз обеспечиваются и другими конституционными положениями, в частности ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55, ст. 56, ч. 1 ст. 82, ст. 87, 88 и др.