Дата публикации: 25.07.2024

Территориальное общественное самоуправление: мотивирующая роль законодателя

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы воздействия норм права на учреждение и деятельность территориального общественного самоуправления. Показано, что в отсутствие у граждан обязанности создавать данную форму самоуправления наличие целевого нормативного регулирования играет мотивирующую роль в создании и организации работы объединения.




Расширение возможностей влияния жителей поселений на решение вопросов местного значения предполагает включение в орбиту муниципального управления всех возможных форм участия граждан в этом процессе. Одной из таких форм является территориальное общественное самоуправление (ТОС), которое в литературе понимается как форма самоорганизации граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Это наиболее распространенный подход, вытекающий из легального определения ТОС, содержащегося в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Обратим внимание на ключевой момент, определяющий природу ТОС, — это добровольное объединение жителей. Следовательно, никто не может принуждать граждан к участию в организации и деятельности этой разновидности самоуправления. Законодатель может лишь предложить такую форму самоуправления, но последнее слово за жителями поселений. Побуждающим аргументом может быть только мотивирующее воздействие, роль которого, в том числе, выполняют нормы права.

ТОС является формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанного на самоорганизации граждан. Такая самоорганизация предполагает активность жителей в учреждении ТОС и организации его деятельности. Мотивированность на создание ТОС формируется, прежде всего, желанием населения принимать участие в решении проблем, возникающих по месту жительства. Именно этим обусловливалось зарождение территориального общественного самоуправления тридцать лет назад. Но обеспечить такую мотивированность без законодательного регулирования невозможно, поскольку ТОС принимает участие в решении задач местного самоуправления, органы которого осуществляют публичную власть.

По своей сущности ТОС является наиболее приближенной к населению формой участия граждан в осуществлении местного самоуправления, ориентированной на разрешение вопросов местного значения в пределах определенной территории (части муниципального образования). Отличительными чертами ТОС является его добровольность и инициативность, невозможность осуществления без активного, мотивированного населения, самостоятельность в осуществлении своей деятельности и несение ответственности за нее, что позволяет рассматривать ТОС в качестве важного элемента системы, участвующего в реализации местного самоуправления.

Мотивирующая функция законодателя в отношении территориального общественного самоуправления реализуется уже самим закреплением этой формы самоорганизации граждан в нормативном акте, который: а) устанавливает правовые формы существования объединений граждан для решения конкретных местных задач; б) допускает вариативность регулирования отдельных отношений на уровне актов более низкой юридической силы (муниципальных актов); в) допускает образование объединения в двух вариантах: с государственной регистрацией и без таковой; г) закрепляет свободу выбора сфер деятельности.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс : учебное пособие для студентов. В 2 томах. Т. 1 / С.А. Авакьян. 7-е изд., перераб. и доп. с учетом конституционной реформы 2020 г. Москва : Норма, ИНФРА-М, 2020. 863 с.
2. Кравцова Е.А. О соотношении понятий «гражданское общество» и «публичная власть» и отдельных коллизиях в их нормативном регулировании / Е.А. Кравцова // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 21–23.
3. Ларькина А.П. Органы территориального общественного самоуправления / А.П. Ларькина, А.Ф. Малый. Саранск : Издательство Мордовского университета, 1993. С. 13.
4. Малый А.Ф. Народовластие — фундамент демократического государства / А.Ф. Малый, А.А. Нигметзянов, И.Г. Никитенко // Правовое государство: теория и практика. 2021. № 3 (65). С. 21–31.
5. Нигметзянов А.А. О значении стимулирования как правового способа воздействия на поведение личности / А.А. Нигметзянов // Марийский юридический вестник. 2022. № 4 (40). С. 16–18.
6. Нигметзянов А.А. Стимулирование как метод позитивного воздействия на личность / А.А. Нигметзянов // Вестник Евразийской академии административных наук. 2022. № 4 (61). С. 56–58.
7. Нигметзянова К.А. Общественное мнение как фактор стимулирующего воздействия / К.А. Нигметзянова, А.А. Нигметзянов // Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления : материалы VIII Вс
8. Нудненко Л.А. Тенденции правового регулирования статуса органов территориального общественного самоуправления / Л.А. Нудненко // Пути повышения уровня правосознания и правовой грамотности в современном гражданском обществе : материалы Международной научно
9. Попова Н.Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Попова. Москва : USSR, 2023. 239 с.

Остальные статьи