Территориальное общественное самоуправление: мотивирующая роль законодателя
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы воздействия норм права на учреждение и деятельность территориального общественного самоуправления. Показано, что в отсутствие у граждан обязанности создавать данную форму самоуправления наличие целевого нормативного регулирования играет мотивирующую роль в создании и организации работы объединения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 07/2024 |
Страницы | 58-61 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-7-58-61 |
Расширение возможностей влияния жителей поселений на решение вопросов местного значения предполагает включение в орбиту муниципального управления всех возможных форм участия граждан в этом процессе. Одной из таких форм является территориальное общественное самоуправление (ТОС), которое в литературе понимается как форма самоорганизации граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Это наиболее распространенный подход, вытекающий из легального определения ТОС, содержащегося в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».
Обратим внимание на ключевой момент, определяющий природу ТОС, — это добровольное объединение жителей. Следовательно, никто не может принуждать граждан к участию в организации и деятельности этой разновидности самоуправления. Законодатель может лишь предложить такую форму самоуправления, но последнее слово за жителями поселений. Побуждающим аргументом может быть только мотивирующее воздействие, роль которого, в том числе, выполняют нормы права.
ТОС является формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанного на самоорганизации граждан. Такая самоорганизация предполагает активность жителей в учреждении ТОС и организации его деятельности. Мотивированность на создание ТОС формируется, прежде всего, желанием населения принимать участие в решении проблем, возникающих по месту жительства. Именно этим обусловливалось зарождение территориального общественного самоуправления тридцать лет назад. Но обеспечить такую мотивированность без законодательного регулирования невозможно, поскольку ТОС принимает участие в решении задач местного самоуправления, органы которого осуществляют публичную власть.
По своей сущности ТОС является наиболее приближенной к населению формой участия граждан в осуществлении местного самоуправления, ориентированной на разрешение вопросов местного значения в пределах определенной территории (части муниципального образования). Отличительными чертами ТОС является его добровольность и инициативность, невозможность осуществления без активного, мотивированного населения, самостоятельность в осуществлении своей деятельности и несение ответственности за нее, что позволяет рассматривать ТОС в качестве важного элемента системы, участвующего в реализации местного самоуправления.
Мотивирующая функция законодателя в отношении территориального общественного самоуправления реализуется уже самим закреплением этой формы самоорганизации граждан в нормативном акте, который: а) устанавливает правовые формы существования объединений граждан для решения конкретных местных задач; б) допускает вариативность регулирования отдельных отношений на уровне актов более низкой юридической силы (муниципальных актов); в) допускает образование объединения в двух вариантах: с государственной регистрацией и без таковой; г) закрепляет свободу выбора сфер деятельности.