Территориальное общественное самоуправление: история и современность, перспективы совершенствования законодательства
Аннотация
В статье исследованы с учетом внесенных в 2020 г. изменений и дополнений в Конституцию РФ ключевые характеристики территориального общественного самоуправления, история развития законодательства, регулирующего общественные отношения, с ним связанные, начиная с положений Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г., Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г., федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и 2003 гг. Также проанализированы правовые позиции Конституционного Суда РФ, имеющие отношение к территориальному общественному самоуправлению. Изучены различные точки зрения ученых-правоведов на соотношение местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Предметом данного исследования также является право на осуществление территориального общественного самоуправления, и в статье делается вывод, что данная юридическая возможность по своей сути является основным правом, в рамках которого реализуется конституционное право на осуществление местного самоуправления. Помимо этого, автор пришел к выводу, что институтам территориального общественного самоуправления следует придать статус публично-правового образования.
Ключевые слова
- Конституция РФ
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- местное самоуправление
- непосредственные формы осуществления местного самоуправления
- территориальное общественное самоуправление
- право на осуществление территориального общественного самоуправления
- публично-правовое образование
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 07/2024 |
Страницы | 54-57 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-7-54-57 |
Внесение в 2020 г. существенных изменений и дополнений в Конституцию РФ ставит перед юридической наукой задачи по дальнейшему изучению, осмыслению всех подразделений институтов публичной власти, включая территориальное общественное самоуправление (далее — ТОС), которое занимает особое место в системе управления обществом, поэтому в юридической науке, например, высказывается такое мнение, что данная разновидность самоуправления не может быть отнесена к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на нее распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией РФ он в этом качестве не назван. Все это делает анализ конституционно-правового положения территориального общественного самоуправления особо актуальным.
В качестве ключевых характеристик ТОС указывается, во-первых, что данный институт самоуправления является формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на самоорганизации граждан по месту их жительства, и в то же время это институциональная форма организации местного сообщества; во-вторых, ТОС осуществляется на части территории муниципального образования, чаще всего на территориях микрорайонов, кварталов, улиц и дворов; в-третьих, ТОС предполагает «самостоятельное и под свою ответственность осуществление населением» собственных инициатив. Автономный статус ТОС обеспечивается его переходным положением между добровольными общественными структурами и органами местного самоуправления. На практике эта характеристика часто искажается, когда органы ТОС ставятся в иерархическую зависимость от органов местного самоуправления и даже являются муниципальными учреждениями. Еще более распространенным случаем является использование финансовых инструментов влияния на ТОС; в-четвертых, сфера компетенции ТОС ограничена вопросами местного значения, придавая ему публично-властный статус и сближая с органами местного самоуправления. Принципиальное отличие ТОС от органов местного самоуправления видится в том, что оно призвано осуществлять собственные инициативы населения в решении вопросов местного значения, а органы местного самоуправления, как правило, осуществляют не инициативы населения, а реализуют задачи государственного управления.
Исследуемый правовой институт появился в СССР, когда в 1990 г. был принят Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который рассматривал органы данной разновидности управления в качестве части системы местного самоуправления (ст. 2). В соответствии со ст. 6 данного акта местные Советы народных депутатов различных уровней были вправе передавать часть своих полномочий органам ТОС, данные структуры могли наделяться правами юридического лица, и у них могли быть свои средства (ст. 15). Позже, в декабре 1990 г. этот термин был перенесен и в текст Конституции СССР. Однако, как отмечает Е.С. Шугрина, большая часть положений данного Закона так и не были воплощены в жизнь из-за слишком короткого периода его действия. Поэтому с определенной долей условности за точку отсчета появления ТОС следует взять его российский аналог, который был принят в 1991 г. и содержал уже существенно переработанную концепцию организации местного самоуправления и ТОС как его части.
Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» включал в систему ТОС населения муниципальные формы непосредственной демократии и органы ТОС населения. Общие собрания (сходы), конференции граждан созывались местными Советами и органами ТОС населения по мере необходимости. Данный акт определял и компетенцию, а также условия правомочности этих собраний, порядок выборов органов ТОС, регулировал отношения, связанные с финансовыми ресурсами ТОС, их экономическую деятельность (ст. 80–86). Соответствующие изменения и дополнения были внесены в Конституцию РСФСР.