Дата публикации: 25.07.2024

Территориальное общественное самоуправление: история и современность, перспективы совершенствования законодательства

Аннотация

В статье исследованы с учетом внесенных в 2020 г. изменений и дополнений в Конституцию РФ ключевые характеристики территориального общественного самоуправления, история развития законодательства, регулирующего общественные отношения, с ним связанные, начиная с положений Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г., Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г., федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и 2003 гг. Также проанализированы правовые позиции Конституционного Суда РФ, имеющие отношение к территориальному общественному самоуправлению. Изучены различные точки зрения ученых-правоведов на соотношение местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Предметом данного исследования также является право на осуществление территориального общественного самоуправления, и в статье делается вывод, что данная юридическая возможность по своей сути является основным правом, в рамках которого реализуется конституционное право на осуществление местного самоуправления. Помимо этого, автор пришел к выводу, что институтам территориального общественного самоуправления следует придать статус публично-правового образования.




Внесение в 2020 г. существенных изменений и дополнений в Конституцию РФ ставит перед юридической наукой задачи по дальнейшему изучению, осмыслению всех подразделений институтов публичной власти, включая территориальное общественное самоуправление (далее — ТОС), которое занимает особое место в системе управления обществом, поэтому в юридической науке, например, высказывается такое мнение, что данная разновидность самоуправления не может быть отнесена к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на нее распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией РФ он в этом качестве не назван. Все это делает анализ конституционно-правового положения территориального общественного самоуправления особо актуальным.

В качестве ключевых характеристик ТОС указывается, во-первых, что данный институт самоуправления является формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на самоорганизации граждан по месту их жительства, и в то же время это институциональная форма организации местного сообщества; во-вторых, ТОС осуществляется на части территории муниципального образования, чаще всего на территориях микрорайонов, кварталов, улиц и дворов; в-третьих, ТОС предполагает «самостоятельное и под свою ответственность осуществление населением» собственных инициатив. Автономный статус ТОС обеспечивается его переходным положением между добровольными общественными структурами и органами местного самоуправления. На практике эта характеристика часто искажается, когда органы ТОС ставятся в иерархическую зависимость от органов местного самоуправления и даже являются муниципальными учреждениями. Еще более распространенным случаем является использование финансовых инструментов влияния на ТОС; в-четвертых, сфера компетенции ТОС ограничена вопросами местного значения, придавая ему публично-властный статус и сближая с органами местного самоуправления. Принципиальное отличие ТОС от органов местного самоуправления видится в том, что оно призвано осуществлять собственные инициативы населения в решении вопросов местного значения, а органы местного самоуправления, как правило, осуществляют не инициативы населения, а реализуют задачи государственного управления.

Исследуемый правовой институт появился в СССР, когда в 1990 г. был принят Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который рассматривал органы данной разновидности управления в качестве части системы местного самоуправления (ст. 2). В соответствии со ст. 6 данного акта местные Советы народных депутатов различных уровней были вправе передавать часть своих полномочий органам ТОС, данные структуры могли наделяться правами юридического лица, и у них могли быть свои средства (ст. 15). Позже, в декабре 1990 г. этот термин был перенесен и в текст Конституции СССР. Однако, как отмечает Е.С. Шугрина, большая часть положений данного Закона так и не были воплощены в жизнь из-за слишком короткого периода его действия. Поэтому с определенной долей условности за точку отсчета появления ТОС следует взять его российский аналог, который был принят в 1991 г. и содержал уже существенно переработанную концепцию организации местного самоуправления и ТОС как его части.

Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» включал в систему ТОС населения муниципальные формы непосредственной демократии и органы ТОС населения. Общие собрания (сходы), конференции граждан созывались местными Советами и органами ТОС населения по мере необходимости. Данный акт определял и компетенцию, а также условия правомочности этих собраний, порядок выборов органов ТОС, регулировал отношения, связанные с финансовыми ресурсами ТОС, их экономическую деятельность (ст. 80–86). Соответствующие изменения и дополнения были внесены в Конституцию РСФСР.

Список литературы

1. Безвиконная Е.В. Территориальное общественное самоуправление как условие реализации самоорганизационного потенциала местного самоуправления / Е.В. Безвиконная // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 1. С. 17–20.
2. Братцева Е.А. Территориальное общественное самоуправление как юридическое лицо. Право или необходимость? / Е.А. Братцева // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 12. С. 50–55.
3. Васильев В.И. Еще раз о территориальных уровнях местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 110–118.
4. Желтухова Н.А. Право на территориальное общественное самоуправление: сущность, значение и проблемы реализации / Н.А. Желтухова // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 5. С. 16–17.
5. Кузнецов С.П. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления / С.П. Кузнецов // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 18–21.
6. Мерсиянова И.В. Добровольные объединения граждан в местном самоуправлении: проблемы институционализации / И.В. Мерсиянова. Москва : Academia, 2004. 180 с.
7. Мерсиянова И.В. Подходы к решению проблем формирования социальной базы местного самоуправления при стратегическом планировании развития муниципальных образований / И.В. Мерсиянова. 2-е изд. Новосибирск : Институт неправительственного сектора, 2003. 44 с.
8. Шугрина Е.С. Территориальное общественное самоуправление в России: институт власти или институт гражданского общества / Е.С. Шугрина // Вестник Академии права и управления. 2017. № 1. С. 12–22.

Остальные статьи