Проблемные вопросы реализации государственных полномочий, переданных органам муниципальной власти
Аннотация
Статья посвящена передаче государственных полномочий органам муниципальной власти и тем проблемам, которые возникают при реализации данной процедуры. Автором на конкретных правоотношениях продемонстрированы сложности, возникающие при делегировании таких полномочий органам местного самоуправления. Значимость затронутой проблематики, по мнению автора, не только в неадекватном финансовом сопровождении переданных государством полномочий и в смешивании предметов ведения, но и в том, что это имеет место в условиях новых конституционно-правовых реалий, когда муниципальная власть, как и государственная, становится частью единой публичной власти. В связи с этим автором предложены пути преодоления проблем, возникших при передаче и осуществлении муниципалитетами государственных полномочий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 07/2024 |
Страницы | 49-53 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-7-49-53 |
В настоящее время практические аспекты разделения вопросов местного самоуправления и переданных государственных полномочий для современной науки стали весьма актуальной проблемой. По своей значимости она все настойчивей выходит на первое место, поскольку относится к фундаментальным вопросам построения российского государства.
С одной стороны, поправки, внесенные в Конституцию РФ 2020 г., потребовали от местного самоуправления большей интеграции в государственную систему публичной власти. С другой стороны, гл. 1 Конституции РФ осталась неизменной, а она однозначно постулирует, что органы местного самоуправления независимы и не входят в систему государственной власти. В последнее время рассмотрение авторами проблемных вопросов функционирования муниципальных институтов на примере отдельно взятых субъектов России приобретает особую актуальность.
Именно сейчас перед органами государственной власти, как никогда, актуальным стал вопрос эффективности управления государством Российским, который напрямую связан с проблемами взаимодействия фундаментальных начал управления — муниципального и федерального уровня, а следовательно, и точного определения предметов ведения и вопросов компетенции публичных органов власти.
На наш взгляд, существенный диссонанс в объективные управленческие процессы вносит передача отдельных государственных полномочий на уровень местного самоуправления. Конституция очень четко говорит о том, что органы местного самоуправления самостоятельны, а передача государственных полномочий возможна только вместе с соответствующим финансовым сопровождением. Передача каких-либо государственных полномочий, не обеспеченных финансами для их исполнения, считается незаконной. Однако практика показывает, что здесь кроется определенная ловушка для органов местного самоуправления: не принять переданные полномочия, оформленные соответствующим образом, они не могут, в то же время органы государственной власти зачастую передают такие полномочия, которые не обеспечены денежными средствами в полном объеме. Даже наличие указаний в федеральном законодательстве на финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий не гарантирует передачи этих средств в достаточном объеме.
Ярким примером тому служит передача государственных полномочий в сфере обеспечения жильем детей-сирот в городе Иваново. В 2020–2022 гг., когда переданные государственные полномочия, формально обеспеченные финансированием, не смогли обеспечить возможность закупки жилья для детей-сирот, в Ивановской области образовалась очередь порядка четырехсот не обеспеченных жильем граждан этой категории. Лишь неоднократные призывы муниципальной власти позволили изменить ситуацию к лучшему посредством увеличения ставки стоимости квадратного метра закупаемого жилого помещения. Очередь расти перестала, однако ее полная ликвидация растянется на годы. Объяснение этому вполне очевидно, и оно по-прежнему лежит в области недостаточного финансирования переданных государственных полномочий.