Предварительный нормоконтроль конституционных поправок в конституционных (уставных) советах субъектов РФ
Аннотация
Поправки 2020 г. к Конституции РФ существенно расширили компетенцию Конституционного Суда РФ, в том числе предоставили ему право осуществлять предварительный нормоконтроль конститутивных поправок, что вызвало активные научные дискуссии. Однако вопрос предварительного конституционного нормоконтроля поправок к конституциям и уставам субъектов РФ оказался вне поля юридической науки. В то же время субъекты РФ, восполняя упраздненные органы региональной конституционной юстиции конституционными (уставными) советами, наделили последние правом предварительного нормоконтроля конституционных поправок. В статье анализируется опыт трех субъектов РФ (Республика Адыгея, Республика Башкортостан и Республика Якутия), уже учредивших свои конституционные советы. По итогам анализа делаются выводы, что конституционные советы субъектов РФ наделены правом предварительного нормоконтроля конституционных поправок, но процедура такой проверки и ее пределы не регламентированы, а результаты носят рекомендательный характер.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 07/2024 |
Страницы | 28-31 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-7-28-31 |
Под предварительным нормоконтролем традиционно понимают проверку соответствия правовых актов Основному Закону до вступления их в юридическую силу. Предварительному конституционному контролю обычно подлежат не все нормативные правовые акты, а лишь наиболее значимые, например законопроекты или уже принятые парламентом, но еще не подписанные законы, еще не ратифицированные международные договоры и некоторые другие.
По своей правовой природе предварительный конституционный контроль является абстрактным, т.е. не связан фактом применения проверяемых норм на практике.
Главное преимущество предварительного конституционного контроля заключается в его упреждающем, или превентивном, характере, поскольку он позволяет предотвратить принятие неконституционного акта. Однако он часто вызывает нарекания, поскольку отдельные авторы не без оснований усматривают в нем ограничение исключительных полномочий законодательной ветви власти.
Изначально в России доминировала концепция преимущественно последующего конституционного контроля. Однако поправки 2020 г. к Конституции РФ существенно расширили возможности Конституционного Суда РФ в части предварительного нормоконтроля.
Эти новеллы закономерно вызвали интерес в научных кругах, что породило серию интересных публикаций о праве Конституционного Суда РФ осуществлять предварительный нормоконтроль в целом и о его праве осуществлять именно проверку конституционных поправок. Однако в тени остался вопрос о допустимости, субъектах и порядке проведения предварительного нормоконтроля поправок к конституциям (уставам) субъектов РФ, которые находятся в особой правовой связи с федеральной Конституцией. А меж тем этот вопрос крайне актуализировался и представляет большой интерес в силу упразднения конституционной юстиции в субъектах РФ.