Дата публикации: 25.07.2024

Предварительный нормоконтроль конституционных поправок в конституционных (уставных) советах субъектов РФ

Аннотация

Поправки 2020 г. к Конституции РФ существенно расширили компетенцию Конституционного Суда РФ, в том числе предоставили ему право осуществлять предварительный нормоконтроль конститутивных поправок, что вызвало активные научные дискуссии. Однако вопрос предварительного конституционного нормоконтроля поправок к конституциям и уставам субъектов РФ оказался вне поля юридической науки. В то же время субъекты РФ, восполняя упраздненные органы региональной конституционной юстиции конституционными (уставными) советами, наделили последние правом предварительного нормоконтроля конституционных поправок. В статье анализируется опыт трех субъектов РФ (Республика Адыгея, Республика Башкортостан и Республика Якутия), уже учредивших свои конституционные советы. По итогам анализа делаются выводы, что конституционные советы субъектов РФ наделены правом предварительного нормоконтроля конституционных поправок, но процедура такой проверки и ее пределы не регламентированы, а результаты носят рекомендательный характер.




Под предварительным нормоконтролем традиционно понимают проверку соответствия правовых актов Основному Закону до вступления их в юридическую силу. Предварительному конституционному контролю обычно подлежат не все нормативные правовые акты, а лишь наиболее значимые, например законопроекты или уже принятые парламентом, но еще не подписанные законы, еще не ратифицированные международные договоры и некоторые другие.

По своей правовой природе предварительный конституционный контроль является абстрактным, т.е. не связан фактом применения проверяемых норм на практике.

Главное преимущество предварительного конституционного контроля заключается в его упреждающем, или превентивном, характере, поскольку он позволяет предотвратить принятие неконституционного акта. Однако он часто вызывает нарекания, поскольку отдельные авторы не без оснований усматривают в нем ограничение исключительных полномочий законодательной ветви власти.

Изначально в России доминировала концепция преимущественно последующего конституционного контроля. Однако поправки 2020 г. к Конституции РФ существенно расширили возможности Конституционного Суда РФ в части предварительного нормоконтроля.

Эти новеллы закономерно вызвали интерес в научных кругах, что породило серию интересных публикаций о праве Конституционного Суда РФ осуществлять предварительный нормоконтроль в целом и о его праве осуществлять именно проверку конституционных поправок. Однако в тени остался вопрос о допустимости, субъектах и порядке проведения предварительного нормоконтроля поправок к конституциям (уставам) субъектов РФ, которые находятся в особой правовой связи с федеральной Конституцией. А меж тем этот вопрос крайне актуализировался и представляет большой интерес в силу упразднения конституционной юстиции в субъектах РФ.

Список литературы

1. Брежнев О.В. Предварительный конституционный контроль и его реализация в России: проблемы теории и практики / О.В. Брежнев // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 10. С. 36–43.
2. Брежнев О.В. Процессуальные особенности осуществления Конституционным Судом РФ новых полномочий, связанных с предварительным нормоконтролем / О.В. Брежнев // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 34–38.
3. Киричек Е.В. Конституционный Суд Российской Федерации в контексте поправок к Конституции Российской Федерации / Е.В. Киричек // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 5. С. 13–17.
4. Кряжков В.А. Как конституционная реформа 2020 года изменила Конституционный Суд Российской Федерации / В.А. Кряжков // Государство и право. 2020. № 9. С. 24–28.
5. Курятников В.В. Конституционные (уставные) советы субъектов РФ как специализированные органы по защите Основного Закона в системе разделения властей / В.В. Курятников // Право и государство: теория и практика. 2022. № 4 (208). С. 69–72.
6. Курятников В.В. Правовая охрана Основного Закона субъекта Российской Федерации / В.В. Курятников // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 8. С. 47–52.
7. Савоськин А.В. Перспективы нормоконтроля в субъектах РФ после поправок 2020 г. к Конституции РФ / А.В. Савоськин, В.В. Курятников, В.А. Мещерягина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022.
8. Стародубцева И.А. Новые полномочия Конституционного Суда РФ в сфере предварительного конституционного контроля: анализ поправок к Конституции Российской Федерации / И.А. Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 18–22.
9. Шустров Д.Г. Полномочия Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю за поправками к Конституции РФ: конституционные и законодательные новеллы / Д.Г. Шустров // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 48–59.

Остальные статьи