Государственный суверенитет в координатах судебной власти: суверенна ли судебная власть?
Аннотация
В статье представлена авторская концепция судебного суверенитета, в основе которой — анализ конституционных характеристик суверенных начал судебной власти, которые включают: единство судебной системы РФ, обеспечивающее единство судебного суверенитета; независимость суда; повышенный, особый характер легитимности судебной власти; юрисдикционный универсализм суда, обеспечиваемый осуществлением судебной власти в различных конституционных формах судопроизводства, сочетанием универсализации с дифференциацией; судебно-юрисдикционное усмотрение, включая возможности судебного правотворчества и формирование судебного права. В этом плане концепция судебного суверенитета получает свою реализацию как в правоприменительной, судебно-юрисдикционной деятельности, так и в судебном нормотворчестве. Одновременно анализируется роль судебной власти в развитии современной доктрины государственного суверенитета, имея в виду прежде всего решения Конституционного Суда РФ как концептуальной основы национальной судебной юриспруденции, что представляет особую актуальность в современных условиях глобального кризиса международных отношений и необходимости укрепления суверенитета России во всех формах его проявления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 07/2024 |
Страницы | 12-24 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-7-12-24 |
Сама по себе постановка вопроса о судебном суверенитете является относительно новой, носит во многом дискуссионный характер. В научной литературе на этот счет имеются пока лишь общие подходы, требующие своего развития, углубления.
1. Основным направлением исследований в области судебного суверенитета должно стать понимание соответствующей проблемы, с одной стороны, как одного из конкретных проявлений концепции государственного суверенитета, в частности, в координатах решений судебной власти в лице ее высших органов и прежде всего — Конституционного Суда Российской Федерации (в дальнейшем — КС РФ), имея в виду, в частности, формирование судебной доктрины суверенитета, развитие на этой основе учения о суверенитете в решениях КС РФ. Это предполагает необходимость последовательной ориентации на общее учение о суверенитете, максимальный учет общетеоретических (классических) подходов к пониманию суверенитета в различных формах его проявления, включая суверенитет государства и государственный суверенитет (что не одно и то же), народный и национальный суверенитет, имея в виду, что сама по себе теория суверенитета имеет глубокую историю, характеризуется многообразием научных подходов в отечественной и зарубежной литературе.
С другой стороны, применительно к предмету поставленных в настоящей статье вопросов важно учитывать не только универсальный характер доктрины суверенитета, своего рода ее «вечный» характер как одной из фундаментальных основ современного конституционализма, но и ее динамизм, обретение новых характеристик как на макроуровне (в стремительно изменяющемся мире), так и применительно к конкретным условиям отдельных форм, сфер государственно-властной деятельности. Одной из таких важных, весьма специфичных и облеченных политико-правовыми свойствами государственного суверенитета, безусловно, является судебная власть, деятельность судебных органов.
Но в какой мере можно говорить о суверенных характеристиках самой по себе судебной власти как одной из ветвей единой государственной власти? Насколько возможна постановка вопроса о «судебном суверенитете»?
Очевидно, нельзя не учитывать, что сам вопрос о «судебном суверенитете» воспринимается порой с некоторой долей сомнений в корректности его постановки применительно к одной из ветвей единой публичной власти. В этом случае неизбежно возникает вопрос о том, что лежит в основе такого подхода: связан он с возможностью наделения всех ветвей власти некими «автономно-суверенными» свойствами или же — как второй вариант — речь идет о специфике самой по себе судебной власти, которая, обладая специфическими, в чем-то особыми свойствами, могла бы претендовать на качества суверенности? Авторский подход в данном случае безусловным образом сориентирован на второй вариант, связанный с уникальными характеристиками судебной власти, особенностями ее места и роли в единой системе суверенной государственности.