Коллизионные вопросы передачи патентных прав на служебные объекты при наследовании
Аннотация
В представленной статье раскрывается вопрос об объектах патентного права в контексте их регламентирования нормами действующего российского гражданского законодательства. В рамках проводимого исследования рассматриваются коллизионные вопросы передачи патентных прав на служебные объекты. Особое внимание уделено правовым противоречиям в регламентации порядка продления и восстановления срока на вступление в рассматриваемые права. Также внимание обращено на возникающие трудности при урегулировании вопроса выплаты вознаграждения, причитающегося наследодателю в связи с установлением отношений в рамках патентных прав на служебные объекты.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наследственное право № 03/2024 |
Страницы | 21-23 |
DOI | 10.18572/2072-4179-2024-3-21-23 |
На первый взгляд, нет никаких сложностей, чтобы установить патент, определяющий право на изобретение, полезную модель или же промышленный образец. Для этого достаточно воспользоваться уже существующими государственно-информационными ресурсами. Сделав запрос в таких источниках, можно получить детально изложенную справочную информацию, касающуюся правообладателя, патента и срока его охраны. Помимо этого, лицом может быть получена информация из открытых реестров Роспатента, которая только находится в открытом доступе. На текущий момент переход права в рамках наследования — это процедура, осуществляемая без четкой регламентации в действующем законодательстве Роспатентом.
Законодатель при установлении норм, предназначенных для урегулирования распоряжения исключительным правом, четко указал на то, что в отношении соответствующих договоров должны применяться общие положения о договорных обязательствах, что обуславливается отсутствием специально установленных правил и не вытекает из существа исключительного права. Таким образом, стоит обозначить, что в отношении договоров, объектами которых служат исключительные права, необходимо применять общие нормы.
Статьи 1283, 1318, 1327 и 1539 ГК РФ регламентируют наследственные вопросы, затрагивая права на различные служебные объекты, такие как произведения, фонограммы и коммерческие обозначения. Также в отношении служебных объектов патентного права установлено, что исключительное право на эти объекты (согласно ст. 1241 ГК РФ) и право на получение патента (согласно ст. 1357 ГК РФ) могут передаваться по наследству, по праву универсального правопреемства.
Отсылочный характер ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к общим положениям об исключительных правах (ст. 1112 и 1241 ГК РФ) был подвергнут критике как пример несовершенства законотворческой техники и неоднородного подхода законодателя при разработке упомянутой части кодекса. Так, например, было отмечено дублирование правил наследования исключительных прав, упомянутых в ст. 1241 ГК РФ, в ряде норм, затрагивающих конкретные типы результатов интеллектуального труда и средства индивидуализации, что вытекает из п. 1 ст. 1283, п. 4 ст. 1318, п. 2 ст. 1327, п. 4 ст. 1539 ГК РФ. В то же время в параграфах, регламентирующих другие исключительные права (например, § 5 и 6 гл. 71, гл. 74, 75, § 2 гл. 76 ГК РФ), упоминания о наследовании этих прав не обнаруживается.
Процедура передачи патентных прав наследникам определена в соответствующем Регламенте, который регулирует осуществление Федеральной службой по интеллектуальной собственности госуслуги по регистрации перехода исключительных прав, выполняемой без договора. Данный регламент был установлен приказом Минэкономразвития от 30 сентября 2015 г. № 707.