Отражение принципа свободы завещания в нормах о наследовании России и Германии: завещательный отказ
Аннотация
В статье автор проводит сравнительное исследование отражения принципа свободы завещания в нормах о наследовании России и Федеративной Республики Германии, проанализировав нормы ч. 3 ГК РФ и Германского Гражданского Уложения об особых видах завещательных распоряжений, и одним из таких особых распоряжений в России и Германии является завещательный отказ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наследственное право № 03/2024 |
Страницы | 8-10 |
DOI | 10.18572/2072-4179-2024-3-8-10 |
Свобода завещания в своем идеальном представлении всегда предполагает возможность завещать свое имущество в полном объеме и только по своему усмотрению, но воплощению таких возможностей в первую очередь способствуют различные виды завещательных распоряжений, предусмотренные законодательством современных государств, которые завещатель при необходимости включает в свое завещание вне зависимости от конкретной жизненной ситуации. Поэтому несмотря на то, что в своем общем виде принцип свободы завещания признается практически повсеместно и принимается за отправную точку наследственного права многих государств, его непосредственное действие во многом зависит от существующих в каждой отдельной стране форм распоряжений завещателя и от многообразия тех направлений, по которым может пойти человек, пожелавший воспользоваться правом выражения своей «последней воли». Это и обуславливает тот интерес, который представляет любое сравнительное исследование, касающееся анализа системы возможностей завещателя как составных элементов принципа свободы завещания в нормах о наследовании различных стран.
В данной статье нам бы хотелось провести небольшое сравнительное исследование отражения принципа свободы завещания в нормах о наследовании России и Федеративной Республики Германии, проанализировав нормы ч. 3 ГК РФ и Германского Гражданского Уложения об особых видах завещательных распоряжений и их научное толкование.
В то же время нельзя не отметить, что при наличии множества сходств в основополагающих началах наследования в этих странах существуют, как нам представляется, и значительные расхождения в детальном построении институтов наследования, а в связи с некоторыми особенностями нашего государства и общества далеко не все нормы, успешно действующие в Западной Европе, применимы, как нам думается, к российским условиям.
Содержание завещания вовсе не исчерпывается определением прав наследников завещателя, а распоряжения относительно наследников не являются обязательными для действительности завещания. Граждане России и Германии могут выразить свою «последнюю волю», воспользовавшись и другими юридическими возможностями, предоставленными им по закону. Данные распоряжения носят специфический характер и на практике встречаются значительно реже простого указания наследников и причитающегося им имущества, но в то же время эти особые завещательные распоряжения играют значительную роль, предоставляя лицу большую степень свободы при распределении имущества, позволяя ему подобрать наиболее оптимальные правовые конструкции в конкретной жизненной ситуации при необходимости ответа на вопрос: «Как я могу распорядиться своим имуществом?» Одним их таких особых распоряжений в России и Германии является завещательный отказ.
В общем виде завещательный отказ, или легат, как особое завещательное распоряжение в нашей стране представляет собой установление гражданином в завещании обязанности наследника по предоставлению (из состава перешедшего к нему наследства) определенному лицу, не назначаемому наследником, отдельной выгоды имущественного характера, которая может выражаться в самых различных формах: передаче конкретного имущества, выплате денежных сумм, предоставлении права проживания и т.п. (п. 1 ст. 1137 ГК РФ).