Дата публикации: 18.07.2024

Российская Конституция 1918 г. о правах и свободах человека

Аннотация

Русскими юристами была построена и теоретически глубоко разработана система прав человека, сохранившаяся в своей основе и в наши дни. Идею прав и свобод человека они обосновывали в тесной связи с христианством. Русская научная теория утверждала неотъемлемость существования у человека естественных прав и свобод. Идея обеспечения прав и свобод человека должна основываться на верховенстве права и существовании правового государства. Положения первой Конституции РСФСР трактовали права и свободы личности как дарованные Советским государством. Применялся классовый подход, основанный на марксистско-ленинской теории. В Конституции РСФСР 1918 г. ясно просматривалась концепция прав и свобод трудящихся, а не людей как таковых.




Конституция РСФСР 1918 г. занимает особое место в российской конституционной истории. Будучи первой в истории российского государства конституцией, она одновременно была и конституцией победившего пролетариата. В этом отношении она принципиально отличалась от имевшихся в то время конституций европейских и североамериканских государств. Другой спецификой конституции явилось то, что на момент своего принятия она пространственно регулировала территорию куда меньшую, чем территория бывшей Российской империи. Все последующее время действие конституции также не распространялось на всю территорию РСФСР. Другой спецификой конституции явилось и то, что она стала действовать в пределах СССР до принятия конституции СССР 1924 г.

Идея прав человека в русской истории коренится в христианстве. Религиозная мысль рассматривала права человека как продукт божественного промысла. Русская православная традиция определяла права человека не как политическую и правовую категорию, а как категорию этическую и нравственную.

Российская концепция о правах человека складывалась одновременно с развитием политико-правовой мысли в Европе. Рецепция западноевропейской политико-правовой мысли привела к формированию идейного течения в России — русского либерализма. Теория о естественных правах и свободах человека как абсолютной ценности стала основой мировоззрения значительной части русских либералов. Отечественные ученые подчеркивали неотъемлемость существования у человека прав и свобод. Идея обеспечения прав и свобод человека должна, по их мнению, основываться на верховенстве права и существовании правового государства.

В дореволюционной России права и свободы человека обставлялись идеологическим и политико-правовым обрамлением. Революционно ориентированные политические деятели, поддавшись такому идеализированному подходу, обещали через свободу разрешение большинства политических, экономических и социальных проблем. Права и свободы человека, как следствие, стали сопутствующим фактором различных политических и правовых манипуляций. Они провозглашались целью оппозиции. Предполагалось достижение этих целей посредством революций. Но этого в результате революций не последовало.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г. Ее положения закрепляли защиту населения нового государства и создавали гарантии неприкосновенности прав и свобод человека. Однако Конституция не рассматривала права и свободы человека как естественные и неотчуждаемые. Права и свободы личности понимались как дарованные молодым социалистическим государством. Предоставление этих прав осуществлялось не только в интересах носителей этих прав, но и в целом всего советского социалистического общества. Господствовал классовый подход. Он базировался прежде всего на постулатах марксистско-ленинской теории. Концепция обладателей прав и свобод трудящихся, а не людей как таковых пронизывала всю конституцию советской страны. Конституция РСФСР 1918 г. не утверждала естественные права человека. Приоритет числился за экономическими, социальными и культурными правами; при этом интересы государства и личности не отождествлялись. Интересы государства стояли выше интересов отдельного человека. Общество всецело находилось под неусыпным контролем правящей Коммунистической партии. Постулаты идейного течения марксизма-ленинизма, провозглашающие классовый подход, изначально отвергали идею общечеловеческих ценностей.

Список литературы

1. Арустамова О.В. Идея свободы в революциях октября 1917 и августа 1991: консервативный и либеральный смысл / О.В. Арустамова, А.В. Ахматов, Р.В. Шагиева // Advances in Law Studies. 2016. Т. 4. № 3. С. 0. DOI: 10.12737/21514
2. Самиулина Я.В. Становление и развитие отечественной концепции прав человека: теоретические и конституционно-правовые аспекты / Я.В. Самиулина // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 1 (21). С. 127–132.
3. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию / В.Н. Синюков. Москва : Норма, 2013. 672 с.

Остальные статьи