Нормативный характер правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации
Аннотация
В статье исследуются особенности нормативного характера правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что поскольку решения Конституционного Суда Российской Федерации имеют особое значение для поддержания российского правопорядка, то сформированные в них правовые позиции не только отражают аргументационно-доказательную логику конституционного правосудия, но и в определенной степени обладают свойствами (качествами) нормативного регулятора различных общественных отношений, направленного — во исполнение Конституции России, ее норм, принципов и ценностей — на их упорядочение.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 03/2024 |
Страницы | 10-14 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2024-3-10-14 |
Как известно, ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — ФКЗ о КС РФ) устанавливает, что решения Конституционного Суда Российской Федерации (далее — КС РФ; Суд) обладают свойством окончательности и не подлежат обжалованию. Также в соответствии с положениями указанной статьи ФКЗ о КС РФ решения КС РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.
В российской науке дискуссия о правовой силе и особенностях решений КС РФ и его правовых позиций далека от завершения. В рамках различных исследований авторы по-прежнему регулярно затрагивают вопросы, в том числе связанные с нормативным содержанием решений и правовых позиций Суда.
КС РФ в Определении от 11 ноября 2008 г. № 556-О-Р высказал мнение, согласно которому норма, конституционно-правовой смысл которой выявлен Судом, может действовать и применяться только в нормативном единстве с подтвердившим ее конституционность решением. Любое законоположение (статья президентского указа или правительственного акта) не может существовать в отрыве ни от Конституции России, ни от правовых позиций КС РФ. Конституционализация права, заключающаяся не в буквальном, а в содержательном и смысловом влиянии Конституции РФ на нормы права, есть влияние конституционных ценностей и принципов на абсолютно все правовые нормы. Следовательно, априори норма закона не может противоречить Конституции РФ.
Сама по себе нормативность в общей теории права определяется прежде всего как обязательность, вытекающая из норм права. Нормы права, в свою очередь, являются регуляторами общественных отношений, содержат правила, права, обязанности, полномочия и предписания для заранее неопределенного круга лиц.
В юридической практике нормативность традиционно характеризируется сквозь призму двух аспектов. Первым является нормативность, выраженная в нормативных актах, то есть нормативность, которая прямо содержится в первичных источниках права. Вторым — нормативное содержание источников права, которые сами по себе не являются нормативными актами. По этой логике в исследовании нормативности правовых позиций КС РФ первоначально следует обратить внимание на соотнесение решений Суда и нормативных актов.