О проверке нотариусом дееспособности граждан
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о том, каким образом следует решать проблему установления нотариусом способности понимать гражданином значение действий и руководить ими во время проверки его дееспособности при совершении нотариального действия.
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 03/2024 |
Страницы | 43-45 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2024-3-43-45 |
Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (далее — Закон о нотариате).
Как следует из текста данной статьи закона о нотариате, нотариальная деятельность призвана защищать права и законные интересы субъектов гражданского оборота. С этой целью нотариус наряду с установлением необходимых обстоятельств для совершения нотариального действия проверяет согласно ст. 43 Закона о нотариате дееспособность и волеизъявление заявителя. Нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин (ст. 48 Закона о нотариате).
Как следует из смысла приведенных норм законодательства о нотариате, нотариус обязан установить дееспособность гражданина, причем делается это посредством совершения простейших действий, не требующих каких-то специальных исследований, а именно, проверяются документы, удостоверяющие личность физического лица и его способность совершать юридически значимые действия (таким образом определяется возраст и в определенных случаях эмансипация гражданина); посредством наблюдения и беседы с заявителем выясняется: насколько он способен осознавать характер своих действий и руководить ими. При возникновении сомнений в дееспособности гражданина или когда с просьбой о совершении нотариального действия обращается лицо престарелого возраста, нотариус, по сложившейся практике, совершение соответствующего действия откладывает и доступными способами запрашивает официальную информацию о дееспособности лица, обратившегося к нотариусу, в том числе, путем направления посредством автоматизированной системы запроса, как правило, в Росреестр о наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным (однако следует отметить, что в указанном ведомстве данная информация хранится в отношении не всех людей — сведения о неполной дееспособности физического лица появляются в Росреестре от судебных органов только в связи с находившимися в их производстве делами). Кроме того, следуя рекомендациям Федеральной нотариальной палаты, должностные лица нотариата, установив, что к ним обращается лицо, имеющее преклонный возраст, требуют от такого гражданина подробное заключение эксперта из психоневрологического диспансера о его способности понимать значение своих действий и руководить ими. Такую нотариальную практику нужно признать целесообразной, потому что она действительно в необходимой мере способствует защите прав и интересов участников гражданских правоотношений и предотвращению возникновения между ними споров о праве, что отвечает возложенным на нотариат задачам.
Наряду с этим считаем нужным добавить: объективно значимой информацией для решения анализируемой проблемы будет только наличие судебного решения о признании гражданина недееспособным, поскольку, например, справка из психоневрологического или наркологического диспансера о том, что физическое лицо не состоит на учете, сама по себе, очевидно, не свидетельствует о его способности понимать значение своих действий и (или) руководить ими. Справки из различных медицинских учреждений о наличии заболеваний, влияющих на психическое состояние человека, формально-юридически также не свидетельствуют о недееспособности гражданина (согласно действующему гражданскому и гражданскому процессуальному законодательствам отсутствие полной дееспособности подтверждается лишь судебным решением), равным образом данные документы непосредственно не подтверждают неспособность лица понимать значение своих действий или руководить ими.