Система гражданско-процессуальных актов и направления совершенствования российского процессуального законодательства
Аннотация
В статье рассматривается проблема определения понятия, свойств и видов гражданско-процессуальных актов. Автор предлагает под процессуальными актами понимать связанные с рассмотрением и разрешением гражданского дела постановления суда и иных органов государственной власти, нотариально удостоверенные документы и документы частноправового характера (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, ходатайства, жалобы). Правовое значение гражданско-процессуальных актов заключается в том, что они являются основаниями наступления гражданско-процессуальных последствий. Следует отдельно урегулировать процессуальный статус заключения прокурора по гражданскому делу и рассматривать его как процессуальный акт публично-правового характера, а не в качестве доказательства в деле. Также целесообразно установить особый процессуальный режим нотариально удостоверенных документов в цивилистическом процессе и установить процессуальную презумпцию их законности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 03/2024 |
Страницы | 38-42 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2024-3-38-42 |
В юридической литературе и законодательстве широко используются понятия «судебное постановление», «судебный акт». В первую очередь исследователи традиционно обращаются к судебному решению как акту судебной власти. Одним из основоположников российской процессуальной школы судебного решения является, конечно, Н.А. Чечина. Обращаясь к трудам А.Я. Вышинского, она исходила из того бесспорного факта, что государство, придавая судебным постановлениям исполнительную силу, берет на себя ответственность за их содержание и все правовые последствия, связанные с их реализацией.
Безусловно, решению принадлежит ведущее значение среди всех судебных постановлений. Оно не только завершает судопроизводство, но и разрешает материально-правовой вопрос, стоявший перед судом, ликвидирует спор о праве и, как следствие, правовую неопределенность в отношениях спорящих субъектов. Наконец, судебное решение — это инструмент защиты права, которая происходит в момент его исполнения (добровольного или принудительного).
Однако в рассуждениях о природе и свойствах судебного решения от внимания представителей отечественной науки процессуального права может ускользнуть также очень важный вопрос, а именно проблема природы, свойств и правового значения иных процессуальных актов.
Понятие «процессуального акта» законодателем не раскрыто. Некоторые представители уголовно-процессуальной доктрины, например, под уголовно-процессуальными актами понимают процессуальную форму применения уголовного закона — это акты, выносимые на основе уголовно-правовых норм.
Думается, с таким подходом трудно согласиться. Дело в том, что, хотя процессуальная форма защиты и связана напрямую с подлежащим защите материальным правом или законным интересом, тем не менее она не всегда им определяется и зачастую имеет даже противоположную правовую природу. Так, гражданское судопроизводство — это публично-правовое отношение, обязательным субъектом которого является суд как орган государственной власти, который в процессе отправления правосудия по гражданскому делу реализует свои государственные, властные полномочия. В отличие от участников частноправового конфликта, находящегося на рассмотрении суда, участвующие в гражданском судопроизводстве лица находятся в неравном по отношению к суду положении. Гражданско-процессуальное правоотношение есть отношение власти и подчинения. По этой причине гражданско-процессуальные акты — это акты публичного права, в отличие от договоров, сделок и иных частноправовых актов, из которых и возникают гражданско-правовые конфликты.