Участие Федеральной нотариальной палаты в экспертизе законопроектов по вопросам нотариата является актуальным
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные положения Основ законодательства РФ о нотариате и иных федеральных законов, требующих, по мнению авторов, внесения в них изменений либо признания утратившими силу, с учетом установленных ст. 30 Основ законодательства РФ о нотариате полномочий Федеральной нотариальной палаты в проведении экспертизы проектов федеральных законов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью.
Ключевые слова
- Конституционный Суд РФ
- экспертиза
- законопроекты
- нотариальная деятельность
- налог на имущество
- консульская легализация
- банкротство нотариуса
- договор страхования гражданской ответственности
- запрещение отчуждения имущества
- реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью
- свидетельство о праве на супружескую долю
- легализация (отмывание) доходов
- государственный реестр юридических лиц
- концепция развития нотариата
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 03/2024 |
Страницы | 20-27 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2024-3-20-27 |
Согласно ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) Федеральная нотариальная палата участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью. Означает ли это, что такая экспертиза является обязательной стадией законотворческого процесса? Ответ на этот вопрос содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 г. № 1532-О в связи с запросом Промышленного районного суда г. Ставрополя, который указал следующее: «Положение статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, которым Федеральная нотариальная палата наделяется полномочием участвовать в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью, не означает, что такая экспертиза является обязательной стадией законотворческого процесса. Кроме того, из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов не следует, что Федеральная нотариальная палата — с учетом того, что законодательный процесс объективно носил открытый характер, — была лишена возможности реализовать это свое полномочие».
Таким образом, Конституционный Суд РФ внес ясность в вопросе о полномочиях Федеральной нотариальной палаты (далее — ФНП) в области законопроектной работы, указав, что отсутствие экспертного заключения ФНП, предусмотренного ст. 30 Основ, не является нарушением порядка рассмотрения того или иного законопроекта, затрагивающего вопросы нотариата и нотариальной деятельности. Если следовать выводам Конституционного Суда РФ, при прохождении в Госдуме любого законопроекта, затрагивающего вопросы нотариата, экспертное мнение ФНП может быть как затребовано соответствующим профильным комитетом либо автором законодательной инициативы, так и направлено самой ФНП в их адрес, с учетом того, что все стадии прохождения проектов федеральных законов освещаются в открытом доступе с публикацией принятых документов на сайте Госдумы в разделе «Законопроекты».
Однако, как показывает практика законотворчества в сфере нотариата, взаимодействие в законопроектной работе между ФНП и Федеральным Собранием оставляет желать лучшего. Создается впечатление, что ФНП не только не привлекается к законопроектной работе в Федеральном Собрании РФ, но, судя по всему, и сама не проявляет инициатив в экспертной оценке законопроектов, затрагивающих вопросы нотариата, хотя такая возможность у ФНП имеется, как это указано в Определении Конституционного Суда РФ. Более того, порядок проведения экспертизы и подготовка заключений на рассматриваемые, в частности, Госдумой законопроекты подробно урегулирован Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным постановлением Госдумы от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД (в редакции от 14.11.2023), в котором ФНП в числе экспертных организаций даже не упоминается.
Не исключено, что именно по этой причине отдельные положения федеральных законов о внесении изменений в Основы (за это время их принято более 40), а также иных законодательных актов, так или иначе связанных с нотариальной деятельностью, принятых без проведения правовой экспертизы ФНП, вообще не могут применяться, поскольку содержат ошибочные нормы либо противоречат иным законодательным актам. До настоящего времени не внесены поправки в Основы об отмене норм, которые фактически утратили силу.