Дата публикации: 25.07.2024

Нотариат как субъект оказания бесплатной юридической помощи в России: дискуссионные вопросы

Аннотация

Настоящая работа посвящена исследованию роли нотариата в системе оказания бесплатной юридической помощи, действующей на территории Российской Федерации. Автором проводится анализ последних законодательных нововведений относительно расширения перечня видов бесплатной юридической помощи, оказываемой нотариусами. Обосновывается возможность дальнейшего расширения указанного перечня ввиду фактического оказания представителями нотариального сообщества значительно большего количества видов бесплатной юридической помощи населению, востребованности нотариальных услуг среди населения, а также их высокой стоимости. Рассматривается вопрос обоснованности отнесения нотариата к государственной части системы бесплатной юридической помощи.




Согласно положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» нотариат является частью государственной системы бесплатной юридической помощи (далее — БЮП), оказывая ее нуждающимся лицам в порядке, установленном законодательством о нотариате. Как указано выше, федеральное законодательство относит нотариат к государственному сектору системы БЮП. Однако насколько это обоснованно?

По мнению Е.Г. Дорохиной, в основе правового статуса любого нотариуса лежит функция публичной власти — совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации, ввиду чего отнесение нотариата к государственной системе БЮП справедливо. В.И. Крусс указывает на факт наличия в природе нотариальной деятельности «имманентной публичной составляющей», даже при условии фактического отсутствия на сегодняшний день такой организации, как государственный нотариат, который стал своеобразным рудиментом в действующем российском законодательстве.

Схожей позиции придерживается и А.М. Азнаев, который указывает, что до октябрьского переворота 1917 г. в России существовал частнопрактикующий нотариат, исторически сложившийся в странах с рыночной экономикой. В начале XX в. такой нотариат в Российской Федерации прошел процесс восстановления. Однако, по данным Федеральной нотариальной палаты, сегодня в Российской Федерации практически не осталось нотариусов, осуществляющих свою деятельность в рамках государственной системы.

Иной позиции придерживается О.Н. Воронова, предлагающая отнести исключительно государственный нотариат к государственной системе БЮП, таким образом, учитывая фактическое отсутствие государственных нотариусов, указанный автор предлагает признать нотариусов участниками негосударственной системы БЮП.

Определяя позицию нотариата в системе БЮП, следует учитывать двойственную правовую природу нотариальных услуг. Обеспечив функционирование нотариата, государство делегировало последнему часть собственных полномочий по защите прав и законных интересов граждан. Сегодня не приходится сомневаться в высоком профессионализме нотариусов, это в действительности лица, способные оказывать квалифицированную юридическую помощь. Получению статуса нотариуса предшествует получение соискателем высшего юридического образования, прохождение стажировки и сдача квалификационного экзамена, что свидетельствует о квалификации и профессионализме лица, оказывающего юридическую помощь. Согласно положениям Конституции РФ, оказываемая на территории страны, в том числе бесплатная, юридическая помощь должна обладать свойством квалифицированности, ввиду чего понятно стремление законодателя создать наиболее квалифицированный состав государственной системы бесплатной юридической помощи, обеспечивающий реализацию конституционных норм. Резюмируя, можно сделать вывод о том, что отнесение нотариата к государственному сектору системы бесплатной юридической помощи, по нашему мнению, вполне оправдано.

Список литературы

1. Азнаев А.М. Правовое регулирование перехода нотариусов государственных нотариальных контор на частнопрактикующую деятельность и еще раз о необходимости существования единого нотариата / А.М. Азнаев // Нотариус. 2007. № 6. С. 11–16.
2. Володин А.В. К вопросу об оказании бесплатной юридической помощи нотариусами в Российской Федерации / А.В. Володин // Петербургский юрист. 2017. № 2. С. 120–123.
3. Воронова О.Н. Роль и место нотариусов, должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений в системе оказания бесплатной юридической помощи / О.Н. Воронова // Нотариус. 2017. № 4. С. 3–5.
4. Дорохина Е. Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства / Е.Г. Дорохина. Москва : Новый индекс, 2009. 375 с.
5. Каплунова Н.А. Нотариус как специальный юрисдикционный субъект правозащитной деятельности / Н.А. Каплунова // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3 (64). С. 303–306.
6. Крусс В.И. Некоторые аспекты конституционализации нотариальной практики в Российской Федерации / В.И. Крусс // Нотариус. 2015. № 7. С. 34–40.
7. Кулишова Р.Т. Специфика правовой природы нотариата и нотариальной деятельности в Российской Федерации / Р.Т. Кулишова // Нотариус. 2016. № 7. С. 3–8.
8. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (постатейный) / под общей редакцией Ю.А. Дмитриева. Москва : Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. 236 с.
9. Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? / О.В. Невская // Адвокат. 2004. № 11. С. 37–39.
10. Чумакова О.В. Место нотариата в системах оказания бесплатной юридической помощи и его роль в повышении уровня правосознания населения / О.В. Чумакова // Вестник Российской правовой академии. 2018. № 2. С. 72–78.

Остальные статьи