Особенности правового регулирования государственного заказа в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
Аннотация
В статье рассматриваются нормы, регулирующие государственные закупки в зарубежных странах Евразийского экономического союза (Республике Беларусь, Республике Армения, Республике Казахстан и Киргизской Республике). Также автором проводится анализ правого регулирования допуска продукции, происходящей из стран Евразийского экономического союза, на рынок Российской Федерации, вопросы предоставления национального режима.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 07/2024 |
Страницы | 46-52 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-7-46-52 |
Государственные закупки во многих странах занимают существенное место в экономике государства, правовое регулирование государственных закупок в таких странах должно учитывать интересы как государства, так и частных участников экономической деятельности (производителей, поставщиков продукции, исполнителей работ и др.), способных удовлетворять нужды государства. Особенности правового регулирования государственных закупок в ряде стран дальнего зарубежья (США, Великобритания, Китайская Народная Республика, Южная Корея) были представлены ранее. В данной статье рассмотрим вопросы правового регулирования закупок для публичных нужд на примере стран ближнего зарубежья, которые входят в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС), а также рядом норм о закупках актами самого ЕАЭС.
В настоящее время состав ЕАЭС представлен Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Армения, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой. Обратимся к национальным законодательствам этих государств в области государственных закупок.
В Республике Беларусь (далее – Белоруссия) основными национальными актам в сфере регулирования госзакупок являются: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».
Как и в Российской Федерации (далее – Россия), в Белоруссии нормативное регулирование госзакупок осуществляется на уровне закона и подзаконных актов.
Вместе с тем в отличие от норм России, в Белоруссии для госзаказчика неважна организационно-правовая форма лица или же то, к какой форме собственности относится юридическое лицо – заказчик. В Белоруссии юридическое лицо признается госзаказчиком в случае, если источником финансирования закупки является госбюджет либо государственные внебюджетные фонды, а если заказчик осуществляет закупку за счет иных финансовых источников, то она не считается государственной.