Дата публикации: 18.07.2024

Особенности правового регулирования государственного заказа в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Аннотация

В статье рассматриваются нормы, регулирующие государственные закупки в зарубежных странах Евразийского экономического союза (Республике Беларусь, Республике Армения, Республике Казахстан и Киргизской Республике). Также автором проводится анализ правого регулирования допуска продукции, происходящей из стран Евразийского экономического союза, на рынок Российской Федерации, вопросы предоставления национального режима.




Государственные закупки во многих странах занимают существенное место в экономике государства, правовое регулирование государственных закупок в таких странах должно учитывать интересы как государства, так и частных участников экономической деятельности (производителей, поставщиков продукции, исполнителей работ и др.), способных удовлетворять нужды государства. Особенности правового регулирования государственных закупок в ряде стран дальнего зарубежья (США, Великобритания, Китайская Народная Республика, Южная Корея) были представлены ранее. В данной статье рассмотрим вопросы правового регулирования закупок для публичных нужд на примере стран ближнего зарубежья, которые входят в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС), а также рядом норм о закупках актами самого ЕАЭС.

В настоящее время состав ЕАЭС представлен Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Армения, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой. Обратимся к национальным законодательствам этих государств в области государственных закупок.

В Республике Беларусь (далее – Белоруссия) основными национальными актам в сфере регулирования госзакупок являются: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».

Как и в Российской Федерации (далее – Россия), в Белоруссии нормативное регулирование госзакупок осуществляется на уровне закона и подзаконных актов.

Вместе с тем в отличие от норм России, в Белоруссии для госзаказчика неважна организационно-правовая форма лица или же то, к какой форме собственности относится юридическое лицо – заказчик. В Белоруссии юридическое лицо признается госзаказчиком в случае, если источником финансирования закупки является госбюджет либо государственные внебюджетные фонды, а если заказчик осуществляет закупку за счет иных финансовых источников, то она не считается государственной.

Список литературы

1. Балтутите И.В. Применение национального режима в государственных и муниципальных закупках / И.В. Балтутите // Правовая парадигма. 2020. Т. 19. № 1. С. 41–50.
2. Кикавец В.В. Публичные закупки в практике зарубежных стран : монография / В.В. Кикавец. Москва : Проспект, 2020. 176 с.
3. Лысаковский Г.А. Реформа правового регулирования закупок за счет собственных средств государственных организаций и субъектов хозяйствования с долей государства в Республике Беларусь / Г.А. Лысаковский // Публичные закупки в зарубежных странах: динамика пр
4. Тимофеев А.И. Государственные закупки России и Евразийский экономический союз: проблемы правового регулирования / А.И. Тимофеев // Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы : материалы международной научно-практической конференци
5. Щербаков В.А. Особенности правового регулирования государственного заказа за рубежом / В.А. Щербаков // Экономика. Право. Общество. 2021. Т. 6. № 4 (28). С. 37–42.

Остальные статьи