Дата публикации: 18.07.2024

К вопросу об информации и рекламе вообще и рекламе лекарственных средств, в частности

Аннотация

Рассматриваются вопросы регулирования рекламы лекарственных средств в связи с требованием обязательной маркировки рекламы, распространяемой в сети «Интернет». Предлагается ввести предварительный контроль рекламы лекарственных средств и возложить функции по его осуществлению на этические комитеты. Для реализации права потребителя на выбор предлагается разрешить распространение информации о действующих веществах лекарственных средств при одновременном усилении государственного контроля за соблюдением порядка отпуска.




Одним из важных, сложных социальных вопросов, решением которого в последние 30 лет регулярно занимаются законодатели, юристы, социологи, специалисты, работающие в фармацевтическом бизнесе, является поиск баланса между необходимостью и возможностью существования рекламы лекарственных препаратов, формулирование требований которым она должна соответствовать, законодательными ограничениями, устанавливаемыми для рекламы этого вида товара. О тех страстях, которые здесь кипят, свидетельствует тот факт, что только в январе 2022 г. Государственная Дума РФ отклонила законопроект, внесенный депутатом М. Зайцевым, предлагавший полностью запретить рекламу лекарственных препаратов на телевидении и радио. Год спустя, 26 января 2023 г. депутат Я. Нилов и др. внесли новый законопроект, предлагающий полностью запретить рекламу уже безрецептурных лекарственных препаратов. Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС России) 26 октября 2023 г. внесла свой проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», направленный на разграничение понятий информации и рекламы, а также на возможность применять меры профилактики при выявлении нарушений законодательства о рекламе.

Таким образом, социально важным и дискуссионным является вопрос рекламы лекарственных препаратов. В принципе Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») она не запрещена, однако, как полагают законодатели и чиновники, необходимо защитить интересы потребителей, чтобы человек, не имеющий медицинского образования, не причинил вред своему здоровью, применив самостоятельно объект рекламирования.

 Поэтому ст. 24 Закона «О рекламе» содержит десять запретов, которые надо учитывать, рекламируя лекарственное средство (далее – ЛС). Далее законодатель привел изъятия из вышеназванных запретов, указав, какие из них на отношения в каких областях не распространяются.

Такая сложная юридическая техника без дополнительных разъяснений не дает правоприменителям возможности разобраться в содержании запретов и ограничений. Поэтому объективно необходимо регулярно публиковать разъяснения и рекомендации официальных органов и заинтересованных лиц, проводить научные исследования. ФАС России ведет такую работу, но их разъяснения нестабильны и порой буквально через год отменяются, что не идет на пользу формированию единого подхода к рекламе ЛС.

Для общественности и специалистов очевидно, что необходимо совершенствовать правовое регулирование рекламы ЛС. Для этого предлагаются разные направления. Так, О.В. Сушкова предлагает пойти по пути «развитых европейских стран», в которых регулирование рекламы лекарственных средств осуществляется «правилами саморегулируемых организаций». Однако далее автор отмечает незначительный авторитет российских саморегулируемых организаций, но предлагает перенимать опыт «международных ассоциаций производителей лекарственных средств». Сегодня стало очевидным, что иностранные компании не хотят передавать нам свой опыт и делиться своими достижениями. Саморегулируемые организации недостаточно активно работают в России и не торопятся брать на себя какие-то значимые функции в сфере рекламы фармацевтических товаров.

Список литературы

1. Бурак М. Особенности регулирования рекламы лекарственных средств и медицинских изделий в Республике Казахстан / М. Бурак // Grata International. URL: <a href="https://gratanet.com/ru/publications/osobennosti-regulirovaniya-reklamy-lekarstvennykh-sredstv-i-meditsin" target="_blank">https://gratanet.com/ru/publications/osobennosti-regulirovaniya-reklamy-lekarstvennykh-sredstv-i-meditsin</a>
2. Внукова В.А. Договор розничной купли-продажи лекарственных средств: автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.А. Внукова. Краснодар, 2007. 19 с.
3. Внукова В.А. Правовые основы фармацевтической деятельности / В.А. Внукова, И.В. Спичак. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. 416 с.
4. Сазонова М. Закон о маркировке интернет-рекламы: важные нюансы / М. Сазонова // Гарант.ru. 2022. 12 августа.
5. Сушкова О.В. Актуальные проблемы и перспективы развития правового регулирования рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок / О.В. Сушкова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019.
6. Шабров Р.В. Правовые аспекты продвижения лекарственных средств / Р.В. Шабров, А.Д. Шадрин, М.И. Никитина // Ремедиум. 2017. № 1–2. С. 8–21.

Остальные статьи