Организация культурно-воспитательной работы в отечественных пенитенциарных учреждениях в первой половине XX в.
Аннотация
В статье рассматривается воспитательная работа с лицами, содержащимися в исправительно-трудовых учреждениях в 30-е годы XX в., как своеобразный процесс «перековки». Отмечено, что особое внимание, которое уделялось ликвидации безграмотности среди населения гражданского общества РСФСР в рассматриваемый период, также было свойственно для мест лишения свободы. Подчеркивается связь культурно-воспитательной работы внутри лагеря как элемента системы исправительно-трудового воздействия на лагерников наряду с их политическим и общеобразовательным воспитанием с профессионально-техническим обучением, а в перспективе вовлечением в трудовую деятельность.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 03/2024 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2024-3-34-37 |
После Октябрьской революции в РСФСР большое внимание уделялось культурно-воспитательной работе с населением, частью которой являлась ликвидация безграмотности. Так, 26 декабря 1919 г. принят Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.», регламентирующий основные положения данного процесса: все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию; срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов по принадлежности в соответствии с общими планами по ликвидации безграмотности на местах; привлечение к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всего грамотного населения страны, не призванного в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения; обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых на милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращался на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы; в качестве мест обучения предоставлялись народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т.п. Уклоняющиеся от установленных декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекались к уголовной ответственности.
В работу по ликвидации неграмотности активно включались партийные, комсомольские и профсоюзные организации. В августе 1923 г. ВЦИК и СНК приняли Декрет «О ликвидации неграмотности», была установлена твердая сеть школ ликвидации неграмотности — 17 600 пунктов ликбеза и 5800 школ малограмотных.
Важной вехой в истории борьбы с неграмотностью явилось создание в 1923 г. общества «Долой неграмотность». Первым председателем этого общества был избран М.И. Калинин. Общество развернуло огромную работу . Уже в 1933–1937 годах только в учтенных школах ликбеза занималось свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. В 1919 году число грамотных составило 27%, а к началу 1940-х годов — 87,4%.
Безусловно, все эти процессы нашли свое отражение в системе исполнения наказаний рассматриваемого периода. В 1931 году Временное положение о местах лишения свободы Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями НКЮ РСФСР закрепило основные положения политико-воспитательной работы в местах лишения свободы, целью которой совместно с организацией труда осужденных было «приобщение к участию в социалистическом строительстве». Различными формами и видами политико-воспитательной работы в исправительно-трудовых учреждениях в обязательном порядке охватывались все лица, лишенные свободы. Акцент ставился на организации школ по ликвидации неграмотности и малограмотности, а также профтехобразовании (школах фабзавуча, школах массовых профессий, различных курсах и кружках).
Следовательно, ликвидация неграмотности и малограмотности представляет собой первый и необходимый шаг в культурно-воспитательной работе в отношении правонарушителей. Неграмотные и малограмотные главным образом попадались среди тридцатипятников, а отчасти и среди заключенных из крестьян. В особенности это относилось к женщинам и представителям национальных меньшинств. Широкая работа по ликвидации неграмотности и малограмотности развернулась в Дмитровском лагере с самого его возникновения. Количество лагерников, охваченных курсами и школами по ликвидации неграмотности и малограмотности, и результаты этой работы характеризовались следующими данными: в первом квартале 1933 г. было учтено 1786 чел. неграмотных, охвачено учебой 946 чел., т.е. больше половины всех взятых на учет. Окончило школы в первом квартале 102 чел. Малограмотных оказалось значительно больше — 6381 чел., из них удалось охватить учебой только 414 чел. Во втором квартале 1933 г. было учтено 2200 чел. неграмотных и охвачено учебой 1500 чел., т.е. примерно 70%; окончило школы за это время 251 чел. Малограмотных было учтено 7800 чел., из них охвачено учебой 950 чел., т.е. более 10%; окончили школы за этот срок 224 чел.