Тюремная инспекция как инструмент «новой модели» в системе тюремного управления: общее и отдельное (1890–1917 гг.)
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые вопросы образования и деятельности губернской тюремной инспекции. Организационно-правовое обеспечение ее деятельности позволило улучшить правовое, нравственное воздействие на осужденных, охрану и надзор в местах лишения свободы. Характерная особенность тюремной инспекции состоит в том, что был образован новый субъект управления в среднем звене управления на губернском уровне.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 03/2024 |
Страницы | 30-34 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2024-3-30-34 |
Проведенная в 70‒80-х гг. XIX столетия структурная перестройка тюремного управления и функциональная модификация ее элементов кардинально изменили уголовно-пенитенциарную систему. Уголовно-пенитенциарное законодательство — динамично развивающаяся система, образует ее новый институт управления на губернском уровне — тюремную инспекцию, в составе которой предусматривается возможность соединения различных элементов, обеспечивающих всю совокупность мер и средств карательно-воспитательного воздействия на арестантов.
Отсюда появляется возможность выделения двух основных подходов к изучению отношений управления: структурный и функциональный. Системно-структурный подход в исследовании качеств управляемых способствует уточнению представлений о составе управляемых объектов, характере их взаимодействия. Данный подход исследования системы управления предполагает раскрытие механизма отношений управления через структуру. Он является важным исследовательским инструментом и предполагает анализ структуры, изучение отдельных функций ее элементов.
Структурно-логическую связь норм в генезисе тюремной инспекции можно проследить в Своде учреждений и уставов о содержащихся под стражей 1890 г. Они состоят в следующем: все дела по тюремно-арестантской и пересыльной деятельности и по исполнению судебных приговоров сосредоточиваются в тюремном отделении, учрежденном в составе губернского правления из губернского тюремного инспектора; тюремному инспектору присваиваются права и обязанности, принадлежащие в отношении прочих отделений губернского правления вице-губернатору; к обязанности тюремного инспектора относится наблюдение за благоустройством в местах заключения гражданского ведомства. Таким образом, «право не может быть не структурно».
В пореформенный период совершенствуется структура тюремного управления. Тюремный инспектор является связующим звеном между Главным тюремным управлением и исправительными учреждениями. Фактически образован новый субъект управления в среднем звене управления на губернском уровне. «Из сказанного со всей очевидностью вытекает, что в праве не может быть общего без отдельного, равно как и наоборот, что они органически взаимно связаны, зависимы, обусловлены».
Методологическое значение общего и отдельного, относящихся к тюремной инспекции, свидетельствует, что связь уголовно-пенитенциарного права с нравственностью и правосознанием имеет глубокое диалектическое сочетание названных структурных элементов. Губернский тюремный инспектор становится относительно самостоятельной фигурой в губернии лишь после 1895 г., когда он стал во главе губернского тюремного управления.