Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и Республики Армении (сравнительно-правовой анализ)
Аннотация
С позиции позитивистского правопонимания в статье проводится компаративистский анализ принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и Республики Армении (РА), закрепленных в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и Уголовно-исполнительном кодексе РА. Формулируются рекомендации по совершенствованию действующего российского законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 03/2024 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2024-3-2-6 |
Право в целом и любая его отрасль базируются на определенных основополагающих идеях, являющихся результатом эволюции права, отражающих национальные и общечеловеческие ценности и выражающих его сущность в конкретно-исторической ситуации. Такие идеи получили название принципов права.
К определению принципов права, их сущности и классификации существует несколько подходов, обусловленных, в первую очередь, типом правопонимания, которого придерживается конкретный автор. Вопросам принципов права уделяется внимание в современных естественно-правовых, либертарной, позитивистских и интегративных концепциях правопонимания. Наиболее оптимальным нам представляется позитивистское понимание принципов права, поскольку в его рамках принципы воспринимаются не в качестве неких абстрактных теоретических конструктов, а представляют собой особый вид норм права (нормы-принципы), являющихся одним из средств правового регулирования.
Отмеченное выше в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. По нашему мнению, принципы уголовно-исполнительного права — это нормативно закрепленные основополагающие идеи отрасли уголовно-исполнительного права, уголовно-исполнительного законодательства, маркированные законодателем в качестве принципов. Принципы уголовно-исполнительного права — это каркас, на котором базируется вся отрасль. В рамках позитивистского правопонимания принципы уголовно-исполнительного права тождественны принципам уголовно-исполнительного законодательства, так как базовой посылкой позитивизма является то, что право не может существовать вне его форм, вне законодательства.
Не все идеи, закрепленные в уголовно-исполнительном законодательстве, являются принципами уголовно-исполнительного права, а только те, которые законодатель прямо называл таковыми. По нашему мнению, не являются принципами права положения, не закрепленные в нормах права, а выводящиеся из них путем толкования текста закона судами или учеными. Дело в том, что принципы уголовно-исполнительного права, как мы уже отметили ранее, это основополагающие идеи уголовно-исполнительного законодательства. И законодатель четко обозначил эти идеи в законе именно в качестве принципов уголовно-исполнительного права (ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УПК РФ) от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ, ст. 5‒10 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Армения (УПК РА) от 18 января 2005 г. № ЗР-60), используя при этом слова «принципы», «принцип». Следовательно, некорректно и нецелесообразно толкователю или правоприменителю подменять собой законодателя, приписывая ему то, что он не сделал вполне осознанно.
Исходя из всего ранее изложенного, далее мы проведем компаративистский анализ принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и Республики Армении, закрепленных в уголовно-исполнительных кодексах названных государств.