Дата публикации: 18.07.2024

Правовые аспекты цифровизации города

Аннотация

В статье анализируются технологии «умного города» с точки зрения правового регулирования их внедрения, а также возможностей, которые они предоставляют органам местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Автор исследует возможность использования для этого технологических решений, признанных успешными на федеральном уровне, а также перспективы масштабирования успешных муниципальных практик.




Город для людей или люди для города? Вот какой вопрос непосредственно влияет на развитие процесса цифровизации. В юридической литературе ответ на него взаимоувязывается с моделями электронного участия населения в управлении городом: управленческой, консультационной и модели участия, а также со сложившимися подходами к внедрению искусственного интеллекта в городскую среду: правовым идеализмом, правовым нигилизмом и правовым реализмом.

Перечень вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения закреплен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). Качественный же уровень местного самоуправления на соответствующих территориях определяется через показатели полноты и действенности решения вопросов, а также уровня покрытия потребностей конечного потребителя, в том числе и путем оказания ему муниципальных услуг.

Правовое регулирование в сфере цифровизации города должно опосредовать эффективность преимуществ и предотвращение потенциально возможных правовых рисков (например, преждевременного наделения искусственного интеллекта правосубъектностью, нарушения прав и свобод человека и гражданина, подлежащих защите в цифровом пространстве Российской Федерации, и др.). Такой подход в рамках правового реализма полагаем наиболее эффективным для реализации любой из моделей управления «умным городом», в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

24 ноября 2023 г. Президент РФ В.В. Путин принял участие в пленарном заседании Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey 2023 на тему «Революция генеративного ИИ: новые возможности». Какие «новые возможности» считать приоритетными, в том числе, для развития городов? По мнению экспертов, первоначально внедрение искусственного интеллекта состоится в трех направлениях: медицина и здравоохранение, образование, а также управление в самых разных сферах.

В Российской Федерации с 2018 г. в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» реализуется проект «Умный город», в рамках которого с помощью указанных технологий опосредуются процессы анализа, контроля, планирования и управления городом, в том числе, с использованием технологий искусственного интеллекта для обеспечения требуемого качества, управления ресурсами и предоставления услуг.

Список литературы

1. Иванова Е.Г. «Умная» трансформация городов: возможности и риски / Е.Г. Иванова. URL: <a href="https://social.hse.ru/data/2018/03/05/1165848180/Лекция%205.pdf" target="_blank">https://social.hse.ru/data/2018/03/05/1165848180/Лекция%205.pdf</a> (дата обращения: 13.12.2023).
2. Ларичев А.А. Правовое регулирование технологий «умного города» в контексте решения вопросов местного значения на городских территориях / А.А. Ларичев, О.А. Кожевников, К.И. Корсун // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. № 3. С. 56–77.
3. Максимов С.Н. «Умный город»: к вопросу о понятии и концепции / С.Н. Максимов // Проблемы современной экономики. 2017. № 1 (61). С. 117–120.
4. Цифровая трансформация и защита прав граждан в цифровом пространстве : доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека / И.С. Ашманов, С.Г. Волобуев, В.Б. Наумов [и др.]. Москва, 2021. 124 с.
5. Юридическая концепция роботизации : монография / ответственные редакторы Ю.А. Тихомиров, С.Б. Нанба. Москва : Проспект, 2019. 240 с.

Остальные статьи