Дата публикации: 18.07.2024

О целях изъятия объектов недвижимого имущества для нужд субъекта Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются цели изъятия объектов недвижимого имущества для государственных нужд, в том числе для нужд субъекта Российской Федерации. Обоснована позиция, что цель изъятия — государственные нужды представляют собой публичные интересы. Анализ земельного, градостроительного и жилищного законодательства позволил выделить соответствующие группы публичных интересов: 1) обеспечение государственного суверенитета Российской Федерации; 2) социально-экономическое благополучие населения; 3) выполнение международных договоров Российской Федерации. Сформулирован вывод о том, что публичные интересы как цели изъятия недвижимого имущества для нужд субъекта Российской Федерации имеют более ограниченный характер, по сути, представляя собой один интерес — социально-экономическое развитие соответствующего публично-правового образования. Эти ограничения обусловлены разграничением предметов ведения Российской Федерации и входящих в нее субъектов. Вопросы обороны, государственной безопасности, заключения международных договоров отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации.




Для познания любого государственно-правового явления необходимо выявить его целевое предназначение. В теории государства и права цель рассматривается как обязательный элемент любого правового регулирования. В самом общем понимании  правовая цель – «совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам прошлого опыта». Признаками юридической цели традиционно называют: «1) отражение наиболее общественно значимых интересов и потребностей; 2) формальное выражение в специфических правовых средствах своего определения и реализации; 3) единообразная практическая реализация, гарантированная государственной властью».

Аксиологическим предназначением изъятия недвижимого имущества является обеспечение государственных нужд. Понятие «государственные нужды» на сегодняшний момент не отражено в законодательстве, однако ранее действовавший Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в первоначальной редакции определял понятие государственных нужд следующим образом: «Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ». Таким образом, государственные нужды подразделялись на две категории: федеральные нужды и нужды субъектов Российской Федерации.

В рамках настоящего исследования научный интерес представляет вторая категория. Согласно последней редакции рассматриваемого федерального закона нужды субъектов Российской Федерации – обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. В данном контексте определение государственных нужд ориентировано на обеспечение товарами, работами и услугами потребностей субъектов Российской Федерации, необходимых для реализации ими функций и полномочий. Тем самым законодатель ограничил государственные нужды только обеспечением потребностей государственных органов субъекта Российской Федерации, что является весьма спорным.

Комментируемый закон утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, в настоящее время в действующем законодательстве понятие «государственные нужды» отсутствует, что, несомненно, негативно сказывается на практике принудительного изъятия недвижимого имущества для государственных нужд, в том числе для деятельности судов при рассмотрении вопросов об обоснованности и законности такого изъятия. Наличие базового понятия позволяет установить, насколько те или иные реальные обстоятельства укладываются в эту категорию, насколько они соответствуют понятию государственных нужд.

Список литературы

1. Барыбина Е.Л. Правовые средства самоорганизации поставок товаров для государственных и муниципальных нужд : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.Л. Барыбина. Ульяновск, 2014. 24 с.
2. Ванин В.В. Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика : автореферат диссертации доктора юридических наук / В.В. Ванин. Ростов-на-Дону, 2007. 48 с.
3. Горюнов В.В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии : автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.В. Горюнов. Екатеринбург, 2007. 25 с.
4. Карташов В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии / В.А. Карташов. Москва : Прогресс-Академия, 1995. 325 с.
5. Конюх Е.А. Обеспечение жилищных и земельных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд / Е.А. Конюх // Журнал российского права. 2006. № 1. С. 30–43.
6. Ломаев А.Ю. Публичный интерес как правовая категория : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.Ю. Ломаев. Казань, 2012. 22 с.
7. Малько А.В. Цели и средства в праве и правовой политике / А.В. Малько, К.В. Шундиков. Саратов : Издательство Саратовской государственной академии права, 2003. 293 с.
8. Маслаков А.В. Надзор как процессуальная форма защиты публичных интересов : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.В. Маслаков. Саратов, 2009. 22 с.
9. Пожарская Т.Р. Публичный интерес как одно из оснований обращения органов публичной власти в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц / Т.Р. Пожарская // Уральский форум конституционалистов : материалы шестого Уральского форума конституцио
10. Сырых В.М. Объективные основы публичного права / В.М. Сырых // Lex russica (Русский закон). 2016. № 5 (114). С. 37–80.
11. Сырых В.М. Теория государства и права : учебник / В.М. Сырых ; ответственный редактор С.А. Чибиряев. Москва : Былина, 1998. 512 с.
12. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право : монографический учебник / Ю.А. Тихомиров. Москва : Эксмо, 2008. 446 с.

Остальные статьи