О целях изъятия объектов недвижимого имущества для нужд субъекта Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются цели изъятия объектов недвижимого имущества для государственных нужд, в том числе для нужд субъекта Российской Федерации. Обоснована позиция, что цель изъятия — государственные нужды представляют собой публичные интересы. Анализ земельного, градостроительного и жилищного законодательства позволил выделить соответствующие группы публичных интересов: 1) обеспечение государственного суверенитета Российской Федерации; 2) социально-экономическое благополучие населения; 3) выполнение международных договоров Российской Федерации. Сформулирован вывод о том, что публичные интересы как цели изъятия недвижимого имущества для нужд субъекта Российской Федерации имеют более ограниченный характер, по сути, представляя собой один интерес — социально-экономическое развитие соответствующего публично-правового образования. Эти ограничения обусловлены разграничением предметов ведения Российской Федерации и входящих в нее субъектов. Вопросы обороны, государственной безопасности, заключения международных договоров отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 03/2024 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2024-3-14-18 |
Для познания любого государственно-правового явления необходимо выявить его целевое предназначение. В теории государства и права цель рассматривается как обязательный элемент любого правового регулирования. В самом общем понимании правовая цель – «совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам прошлого опыта». Признаками юридической цели традиционно называют: «1) отражение наиболее общественно значимых интересов и потребностей; 2) формальное выражение в специфических правовых средствах своего определения и реализации; 3) единообразная практическая реализация, гарантированная государственной властью».
Аксиологическим предназначением изъятия недвижимого имущества является обеспечение государственных нужд. Понятие «государственные нужды» на сегодняшний момент не отражено в законодательстве, однако ранее действовавший Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в первоначальной редакции определял понятие государственных нужд следующим образом: «Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ». Таким образом, государственные нужды подразделялись на две категории: федеральные нужды и нужды субъектов Российской Федерации.
В рамках настоящего исследования научный интерес представляет вторая категория. Согласно последней редакции рассматриваемого федерального закона нужды субъектов Российской Федерации – обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. В данном контексте определение государственных нужд ориентировано на обеспечение товарами, работами и услугами потребностей субъектов Российской Федерации, необходимых для реализации ими функций и полномочий. Тем самым законодатель ограничил государственные нужды только обеспечением потребностей государственных органов субъекта Российской Федерации, что является весьма спорным.
Комментируемый закон утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, в настоящее время в действующем законодательстве понятие «государственные нужды» отсутствует, что, несомненно, негативно сказывается на практике принудительного изъятия недвижимого имущества для государственных нужд, в том числе для деятельности судов при рассмотрении вопросов об обоснованности и законности такого изъятия. Наличие базового понятия позволяет установить, насколько те или иные реальные обстоятельства укладываются в эту категорию, насколько они соответствуют понятию государственных нужд.