Дата публикации: 18.07.2024

Роль стратегического подхода в управлении городским развитием

Аннотация

Статья посвящена критическому анализу отечественной практики стратегического управления. Проведенный анализ позволил прийти к выводу об отрыве деятельности по разработке стратегий от деятельности по их реализации на всех уровнях публичной власти. На примере деятельности по реализации проектов развития социальной инфраструктуры показано, что вместо разработки чересчур оптимистических сценариев и стратегий необходимо учесть имеющиеся статистические данные, обратить внимание на негативные тенденции и предпринять меры по их нивелированию.




Практическое воплощение федерального закона о стратегическом планировании в Российской Федерации осуществляется в виде разработки и принятия стратегических документов (стратегий социально-экономического развития и документов пространственного планирования) на всех уровнях публичного управления. Анализ процессов и результатов деятельности органов публичного управления в данной сфере выполнялся неоднократно разными авторами и научными коллективами. Проведенные исследования позволяют прийти к выводу о том, что контур стратегического управления (рис. 1) в отечественной практике стратегирования оказывается разорванным: первый этап – формулирование стратегии – осуществляется изолированно от двух последующих: реализации стратегии и оценки стратегии.

Документы стратегического характера разрабатываются в силу необходимости (их наличие является условием участия в программах и проектах более высокого уровня публичной власти), однако после их принятия они не становятся руководящими ориентирами и базой для принятия тактических и оперативных решений. Гораздо более значимую роль в подавляющем большинстве случаев играют документы тактического и даже оперативного характера, прежде всего, те самые государственные программы и проекты, а также бюджеты.

Можно также добавить, что общее качество как прогностической работы, которая должна создавать базу для формирования стратегических документов, так и самого стратегирования оставляет желать много лучшего. Предлагаемые прогнозы представляют собой результат в основном экстраполяции сложившихся тенденций, что в условиях нестабильности и чуть ли не ежедневных перемен не является достаточно реалистичным и обоснованным. А разрабатываемые стратегии отражают не столько будущие процессы и явления, логично вытекающие из стратегического анализа и научного предвидения, сколько ожидаемые оптимистические результаты прилагаемых усилий и затраченных бюджетных ресурсов.

Рассмотрим этот тезис на примере такой деятельности, как реализация проектов развития социальной инфраструктуры, которые должны разрабатываться и реализовываться на основании анализа и прогноза социально-экономической и демографической ситуации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Взаимосвязь между документами стратегического пространственного планирования и тактического планирования социально-экономического развития проявляется в том, что реализация генерального плана города осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Список литературы

1. Вихорева М.В. Демографический аспект экономической безопасности региона / М.В. Вихорева, Н.В. Яковлева // Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30. № 1. С. 30–39.
2. Жихаревич Б.С. О результативности стратегического планирования / Б.С. Жихаревич // Региональная экономика. Юг России. 2018. № 1 (19). С. 16–22.
3. Жихаревич Б.С. Стратегическое планирование на уровне поселений: факты и мнения, 2016 г. / Б.С. Жихаревич, Т.К. Прибышин // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 1. С. 47–67.
4. Малютина С.А. Анализ динамики численности населения и ее компонентов города Иркутска / С.А. Малютина // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. № 2. С. 12.
5. Рогачева О.А. Рождаемость в Иркутской области в России: индексный анализ / О.А. Рогачева // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12. № 1. С. 20.
6. David F.R. How companies define their mission / F.R. David // Long range planning. 1989. Vol. 22. Iss. 1. P. 90–97.

Остальные статьи