К вопросу о наименовании стадии назначения судебного заседания в уголовном процессе
Аннотация
В настоящей работе рассматривается вопрос о том, какое наименование наиболее корректно отражает такую стадию производства в уголовном процессе, как назначение судебного заседания. Анализируется порядок действий, выполняемый участниками при направлении дела в суд для начала разбирательства после проведенного предварительного расследования. Анализируются особенности, присущие изучаемой стадии. Приводится сравнение с обозначением аналогичной стадии («предание суду») в уголовно-процессуальном праве советского и дореволюционного периодов. Проводится анализ эволюции изучаемой стадии в российском праве. Рассматриваются наименования назначения заседания в ближнем зарубежье. Делаются выводы, какое обозначение необходимо дать назначению заседания в уголовном процессе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 03/2024 |
Страницы | 41-44 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2024-3-41-44 |
Система российского уголовного процесса делится на два этапа производства — досудебное и судебное. Началом судебного этапа является поступление уголовного дела в суд, обозначенное в ст. 227 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ, Кодекс). После поступления начинается подготовка к заседанию (если отсутствуют основания проведения предварительного слушания, направления по подсудности), регулируемая гл. 33 УПК РФ.
С принятием дела и ознакомлением с ним суд не может в тот же момент перейти к рассмотрению, в силу чего стадия подготовки и назначения заседания отделяется от дальнейшего производства. Здесь же отметим: если опираться на гл. 33 Кодекса, назначение заседания является частью подготовки, однако при анализе взаимосвязи подготовки и дальнейшего производства становится понятно, что назначение — это наиболее ожидаемый итог работы судьи на стадии ознакомления с делом, поскольку направление по подсудности или назначение предварительного слушания (ст. 227 УПК РФ) являются «экстраординарным» результатом, так как связаны с неверным определением подсудности при направлении дела или с наличием оснований для совершения дополнительных процессуальных действий, предусмотренных гл. 34 Кодекса. Указанный вывод подтверждается статистикой: так, при рассмотрении уголовных дел в первой инстанции (районные суды) в 2022 г. 459,4 тыс. дел разрешено с вынесением приговора, 16,6 тыс. дел передано по подсудности, 7,9 тыс. дел возвращено прокурору.
В чем специфические черты рассматриваемой стадии? Подготовка к судебному разбирательству, включающая назначение заседания, предназначена для проведения организационных действий, связанных с оценкой «проделанной работы» уполномоченных лиц во время досудебного производства с процессуальной точки зрения, позволяет обнаружить нарушения норм УПК РФ до передачи дела в суд. Отграничение от досудебного производства очевидно: предварительное расследование заканчивается, дело передается в суд. На данном этапе прокурор в рамках ст. 226 и 226.8 УПК РФ изучает поступившее дело, а при утверждении обвинительного документа принимает решение о направлении дела в суд. Стоит отметить, что вопросы, изучаемые прокурором по поступившему делу, регламентируются в ином формате, нежели вопросы, подлежащие выяснению судом по ст. 228 УПК РФ. Сказанное подтверждается тем, что компетенция прокурора при изучении дела прямо не оговорена (например, в п. 1 ч. 1 ст. 226), а регулируется отдельно п. 1.14 приказа Генпрокуратуры от 17 сентября 2021 г. № 544, где перечислен весьма «размытый» круг вопросов, подлежащих изучению.
Отграничение от последующего разбирательства может быть проведено по признаку рассмотрения дела по существу. На стадии подготовки судом не делаются преждевременные выводы о наличии либо отсутствии вины обвиняемого (в дальнейшем — подсудимого) в уголовном деле. Как отмечается учеными, «суды теперь решают только ряд технических задач в области подготовки к судебному разбирательству дела». Судья, изучив дело и удостоверившись в правильном процессуальном оформлении на досудебном производстве, постановляет назначить заседание, то есть удостоверяется, что дело «готово» к рассмотрению в суде.
Приведенный анализ специфики рассматриваемой стадии позволяет утверждать, что она является отдельно существующей совокупностью действий после досудебного производства и перед началом разбирательства в суде первой инстанции. Данные правила осуществления перечисленных действий были сформированы еще до принятия действующего Кодекса, поэтому рассмотрим аналогичные стадии в советский и дореволюционный периоды.