Приобретение и сбыт огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (ст. 222 УК РФ): единое преступление или совокупность
Аннотация
В связи с новой редакцией ст. 222 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) в работе рассматривается проблема квалификации приобретения оружия и его сбыта. Поднимается вопрос: осталось ли содеянное единичным сложным преступлением с альтернативными действиями или образуется уже совокупность преступлений? Делается вывод: если лицо приобрело предмет преступления, предусмотренный частью первой ст. 222 УК РФ, и сбыло его, содеянное следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное частью второй ст. 222 УК РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 03/2024 |
Страницы | 37-40 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2024-3-37-40 |
Часть первая ст. 222 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) сформулирована законодателем посредством описания различных действий, совершаемых в отношении огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов. Действия в указанной части перечислены с использованием знака препинания «запятая» и союза «или». В доктрине уголовного права считается, что данное преступление (ч. 1 ст. 222 УК РФ) относится к единичным сложным преступлениям, а именно к так называемым преступлениям с альтернативным составом (альтернативными действиями). Поэтому совершение двух, трех и более предусмотренных указанной частью действий в отношении одного предмета преступления не образует совокупность преступлений.
Также необходимо сделать оговорку о том, что подобный способ, используемый законодателем при конструировании нормы права посредством описания различных действий, отделенных между собой пунктуационным знаком «запятая» и союзом «или», совсем не означает, что указанный состав преступления является единичным сложным преступлением, относящимся к преступлениям с альтернативным составом (альтернативными действиями). Например, преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ, внешне сформулировано именно как единичное сложное преступление, а именно как преступление с альтернативным составом. Тем не менее, в соответствии с практикообразующими решениями Верховного Суда РФ, каждое деяние, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ, представляет собой самостоятельное преступление. Если лицо произвело наркотическое средство и сбыло его, содеянное будет квалифицировано как совокупность преступлений.
Федеральным законом от 7 января 2021 г. № 281-ФЗ ст. 222 УК РФ была изложена в иной редакции[1]. Часть вторая ст. 222 УК РФ сформулирована иначе, теперь она предусматривает только одно деяние, а именно, незаконный сбыт, которое ранее было предусмотрено частью первой ст. 222 УК РФ. Квалифицирующие признаки, предусмотренные частями третьей и четвертой, касаются деяний, изложенных в части первой, квалифицирующей признаки, предусмотренные частями пятой и шестой, применяются в отношении части второй ст. 222 УК РФ.
Толкование и применение указанной статьи не вызывает проблемы в случаях, когда лицо незаконно приобрело оружие и в дальнейшем, например, совершает в отношении предмета преступления такие действия, как хранение, ношение, перевозка, — все содеянное в этом случае квалифицируется по ч. 1 ст. 222 УК РФ. В указанном примере совершенные действия не образуют совокупности преступлений, а являются единичным сложным деянием.
Не вызывает сложности квалификация деяния, когда лицо, будучи законным владельцем огнестрельного оружия, незаконно сбывает предмет преступления, — содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 222 УК РФ.