О некоторых проблемах законодательной техники понятия «акт международного терроризма»
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, связанные с категорией «акт международного терроризма» (ст. 361 УК РФ). Сравнительно-правовой анализ позволил сформулировать авторский подход применительно к названию ст. 361 УК РФ. Автором предлагается внесение законодательных изменений в норму, предусматривающую уголовную ответственность за акт международного терроризма.
Тип | Статья |
Издание | Международное уголовное право и международная юстиция № 03/2024 |
Страницы | 8-11 |
DOI | 10.18572/2071-1190-2024-3-8-11 |
Противоправные деяния террористической направленности на сегодняшний день признаются одними из наиболее тяжких преступлений, представляющих общественную опасность как для российского общества, так и для общества любого иностранного государства. Защита населения от преступных посягательств, в том числе и от насильственных преступных посягательств, является приоритетной задачей государства. В последние десятилетия наблюдается тенденция увеличения террористических актов, к примеру за счет развития международной террористической организации ИГИЛ, которая запрещена в РФ и многих других иностранных государствах. В этой связи существует необходимость усиления мер противодействия терроризму как со стороны отдельного взятого государства в частности, так и со стороны мирового сообщества в целом.
Акты международного терроризма преимущественно проявляются в таких формах, как массовые убийства, осуществленные по политическим основаниям, поджоги, взрывы, захват консульских учреждений, посольств и пр. Развитие общества в постиндустриальном направлении, заключающемся в интеграции во все сферы жизнедеятельности информационных (цифровых) технологий, включает также появление новых видов общественно опасных деяний — киберпреступлений, в том числе киберпреступлений, направленных на причинение вреда такому объекту уголовно-правовой охраны, как мир и безопасность человечества.
Несмотря на положительные стороны криминализации деяния, запрещенного ст. 361 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), не представляется возможным не обратить внимания на нерешенные проблемы законодательной техники в названии и в описательной диспозиции ч. 1 данной уголовно-правовой нормы, которые непосредственно порождают сложности при квалификации акта международного терроризма и, как следствие, практически полное отсутствие судебной практики. Об этом отдельные исследователи предупреждали и ранее.
В действующем уголовном законодательстве, в ст. 361 УК РФ, предусмотрено определение понятия акта международного терроризма. Данная категория для УК РФ является относительно новой, поскольку соответствующее деяние криминализовано законодателем в 2016 г.
Вызывает интерес то обстоятельство, что в пояснительной записке, текст которой изложен на двух листах, к проекту федерального закона № 375, которым введена в действие ст. 361 УК РФ, субъекты законодательной инициативы обошли стороной вопросы обоснования социальной обусловленности криминализации деяния, заключающегося в акте международного терроризма. В данной пояснительной записке, являющейся дополнением «антитеррористического пакета Яровой», лишь констатирован факт о том, что Особенную часть УК РФ необходимо дополнить ст. 361 УК РФ.