Дата публикации: 11.07.2024

Проблемы определения правового статуса субъектов социального предпринимательства

Аннотация

Статья анализирует перспективы правового регулирования социального предпринимательства в РФ на основе изучения зарубежного опыта регулирования данного института. В работе делается акцент на критериях получения соответствующего статуса, а также на объеме прав и субсидий, предоставляемых в связи с его получением. Делается вывод о соответствии правового регулирования социального предпринимательства зарубежному опыту, однако при этом отмечаются некоторые проблемы и делается ряд предложений.




Одной из ключевых тенденций в развитии экономики и права в мире является переход к формированию так называемого социального государства — общества, ресурсы которого направлены на обеспечение достойного уровня жизни для всех лиц, живущих на его территории. На практике реализация такой цели имеет множество форм и направлений, одной из которых является институт социального предпринимательства, заключающийся в поощрении и поддержке частных предпринимателей, деятельность которых способствует разрешению социальных проблем.

В России институт социального предпринимательства регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №209-ФЗ), которым закреплено понятие «социальное предпринимательство».

Необходимость применения данного института не подвергается сомнению, однако соответствующее правовое регулирование должно быть сопряжено с подробным анализом сравнительно-правового и теоретического характера. На наш взгляд, одним из наиболее важных вопросов является проблема определения правового статуса субъектов социального предпринимательства. От подхода к решению данного вопроса зависит круг лиц, которым может присваиваться статус социального предпринимательства, а также совокупность прав, которые данные лица вместе с этим приобретают.

В связи с этим данная работа посвящена тому, какие критерии в различных странах и правопорядках предъявляются к претендентам на получение данного статуса, а также тому, какие права и привилегии составляют его содержание.

Понятие социального предпринимательства, содержащееся в российском законодательстве, по своему содержанию является производным от понятия «предпринимательская деятельность» из ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Признаком, определяющим «социальное предпринимательство», является осуществление такой деятельности в общественно полезных целях в совокупности с решением социальных проблем граждан. Помимо основного определяющего критерия также существуют формальные, предусмотренные ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона № 209-ФЗ. В соответствии с данными положениями субъекты малого и среднего предпринимательства могут получать государственную и муниципальную поддержку за социальное предпринимательство в случае, если их деятельность соответствует одному или нескольким условиям:

Список литературы

1. Грищенко Ю.И. Социальное предпринимательство в Великобритании / Ю.И. Грищенко // Некоммерческие организации в России. 2014. № 1. С. 6–9.
2. Калиниченко Д.В. Правовое положение субъектов социального предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах : диссертация кандидата юридических наук / Д.В. Калиниченко. Саратов, 2019. 229 с.
3. Рузова М.В. Сравнительно-правовой анализ развития социального предпринимательства в России и Южной Корее / М.В. Рузова // Актуальные проблемы правового, социального и экономического развития России. 2019. № 1. С. 209–213.
4. Сакович О.М. Правовые основы социального предпринимательства в Чехии, Словакии и Польше / О.М. Сакович // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 5 (72). С. 88–93.

Остальные статьи