Дата публикации: 11.07.2024

Проблемы определения категории «семейное предпринимательство»: междисциплинарный аспект

Аннотация

Активное развитие рыночных отношений позволило лицам, наделенным семейным статусом, заниматься бизнесом, что потребовало решения многих вопросов теории права, в частности определения понятия и содержания категории «семейный бизнес», «семейное предпринимательство», их соотношения, и практических, направленных на определение нормативных границ применения к соответствующим отношениям, норм гражданского и семейного права. В статье сделан вывод о целесообразности учета влияния правового статуса лиц, занятых в сфере семейного предпринимательства, с целью определения наиболее эффективных механизмов защиты их прав, сформулированы предложения по совершенствованию норм законодательства, направленные на регулирование предпринимательских отношений с их участием.




Оказание государством социальной поддержки гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, защита их прав в связи с изменившимися экономическими отношениями позволили создать условия для развития семейного бизнеса в нашей стране. Сегодня политика государства ориентирована на решение комплексных задач, одновременно обеспечивающих защиту семьи, материнства, детства (ст. 38, 67.1 Конституции Российской Федерации) и повышение благосостояния семьи, благополучие ее членов, в том числе за счет предоставленных возможностей реализовать свой потенциал в сфере предпринимательства.

Изменение социальной значимости семьи, укрепление брачно-семейных отношений, традиций семейного предпринимательства обусловили интерес многих граждан к семейным формам ведения бизнеса, осуществляемого в рамках организации крупных, средних и мелких предприятий. Такие возможности в полной мере соответствуют современным тенденциям развития гражданского законодательства, предусматривающего новые формы ведения хозяйственной деятельности, свободу регулирования договорных отношений, понятие и признаки предпринимательской деятельности (ст. 2, 23, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ). В результате граждане, в том числе имеющие статус супругов, получили возможность заниматься предпринимательством, создавая разные организационно-правовые формы — от крупных корпораций до средних и мелких предприятий, управлять активами, приобретать имущество, разное по назначению (движимое и недвижимое) и стоимости, отвечать по обязательствам, осуществлять рискованную деятельность с целью извлечения прибыли от продажи товаров, услуг.

Определение правил ведения ими деятельности потребовало современного переосмысления сформировавшихся взглядов в теории права о правовом статусе личности с учетом возникшей на практике потребности в дифференциации предпринимательских и семейных отношений на фоне отсутствия легального определения дефиниций «семейный бизнес», «семейное предпринимательство» в нормах российского законодательства. Ведение бизнеса гражданами, обладающими специальным правовым статусом — статусом супругов, потребовало закрепления нормативных пределов регулирования соответствующих отношений в целях обеспечения эффективной защиты их прав. Их определение обусловлено потребностью учета в соответствующих нормах специфики межотраслевых связей, правовая сущность которых оказывает влияние на содержание правового статуса, что позволяет обеспечить комплексный подход при осуществлении регулирования отношений с участием таких граждан. Отсутствие законодательного решения свидетельствует о пробеле в праве, не позволяющем определить категории «семейный бизнес», «семейное предпринимательство», «правовой статус супругов-предпринимателей», установить их соотношение и различия на практике.

Список литературы

1. Дормидонтов Г.Ф. Классификация явлений юридического быта, относимых к случаям применения фикций / Г.Ф. Дормидонтов. Казань : Университетская типография императорского университета, 1895. 176 с.
2. Ершова И.В. Микропредприятие: «микро» не значит «малое» / И.В. Ершова // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 11–18.
3. Ершова И.В. Понятийно-правовая пертурбация как способ достижения государственной цели (на примере понятия субъекта малого и среднего предпринимательства) / И.В. Ершова // Гражданское право. 2016. № 4. С. 33–36.
4. Илюшина М.Н. Особенности договорных форм раздела общего имущества супругов предпринимательского назначения / М.Н. Илюшина, С.Ю. Чашкова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 3. С. 25–33.
5. Исаев И.А. Юридическая фикция как форма заполнения правовых пробелов / И.А. Исаев // История государства и права. 2011. № 22. С. 2–4.
6. Кулаков В.В. Некоторые аспекты конкретизации норм обязательственного права применительно к институту семейного бизнеса / В.В. Кулаков // Семейный бизнес в правовом пространстве России : монография / ответственные редакторы И.В. Ершова, А.Н. Левушкин. Моск
7. Левушкин А.Н. Государственная политика в сфере семейного предпринимательства и его поддержка / А.Н. Левушкин, В.В. Измайлов // Современный юрист. 2021. № 1. С. 68–80.
8. Левушкин А.Н. Семейное супружеское предпринимательство и продажа бизнеса супругов по законодательству Российской Федерации / А.Н. Левушкин // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 4. С. 25–30.
9. Левушкин А.Н. Тенденции исполнения предпринимательских обязательств в правоприменительной деятельности / А.Н. Левушкин, И.К. Кузьмина // Современный юрист. 2020. № 2. С. 150–166.
10. Лескова Ю.Г. К вопросу об оптимизации межотраслевых связей наследственного права / Ю.Г. Лескова // Наследственное право. 2017. № 1. С. 11–13.
11. Летова Н.В. Последствия изменения семейного статуса супругов для бизнеса / Н.В. Летова // Семейный бизнес в правовом пространстве России : монография / ответственные редакторы И.В. Ершова, А.Н. Левушкин. Москва : Проспект, 2020. С. 512–523.
12. Шипицына К.С. Перспективы и проблемы семейного предпринимательства: российская реальность / К.С. Шипицына // Фундаментальные исследования. 2015. № 8–3. С. 633–635.

Остальные статьи