Проблемы определения категории «семейное предпринимательство»: междисциплинарный аспект
Аннотация
Активное развитие рыночных отношений позволило лицам, наделенным семейным статусом, заниматься бизнесом, что потребовало решения многих вопросов теории права, в частности определения понятия и содержания категории «семейный бизнес», «семейное предпринимательство», их соотношения, и практических, направленных на определение нормативных границ применения к соответствующим отношениям, норм гражданского и семейного права. В статье сделан вывод о целесообразности учета влияния правового статуса лиц, занятых в сфере семейного предпринимательства, с целью определения наиболее эффективных механизмов защиты их прав, сформулированы предложения по совершенствованию норм законодательства, направленные на регулирование предпринимательских отношений с их участием.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 04/2024 |
Страницы | 20-24 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-4-20-24 |
Оказание государством социальной поддержки гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, защита их прав в связи с изменившимися экономическими отношениями позволили создать условия для развития семейного бизнеса в нашей стране. Сегодня политика государства ориентирована на решение комплексных задач, одновременно обеспечивающих защиту семьи, материнства, детства (ст. 38, 67.1 Конституции Российской Федерации) и повышение благосостояния семьи, благополучие ее членов, в том числе за счет предоставленных возможностей реализовать свой потенциал в сфере предпринимательства.
Изменение социальной значимости семьи, укрепление брачно-семейных отношений, традиций семейного предпринимательства обусловили интерес многих граждан к семейным формам ведения бизнеса, осуществляемого в рамках организации крупных, средних и мелких предприятий. Такие возможности в полной мере соответствуют современным тенденциям развития гражданского законодательства, предусматривающего новые формы ведения хозяйственной деятельности, свободу регулирования договорных отношений, понятие и признаки предпринимательской деятельности (ст. 2, 23, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ). В результате граждане, в том числе имеющие статус супругов, получили возможность заниматься предпринимательством, создавая разные организационно-правовые формы — от крупных корпораций до средних и мелких предприятий, управлять активами, приобретать имущество, разное по назначению (движимое и недвижимое) и стоимости, отвечать по обязательствам, осуществлять рискованную деятельность с целью извлечения прибыли от продажи товаров, услуг.
Определение правил ведения ими деятельности потребовало современного переосмысления сформировавшихся взглядов в теории права о правовом статусе личности с учетом возникшей на практике потребности в дифференциации предпринимательских и семейных отношений на фоне отсутствия легального определения дефиниций «семейный бизнес», «семейное предпринимательство» в нормах российского законодательства. Ведение бизнеса гражданами, обладающими специальным правовым статусом — статусом супругов, потребовало закрепления нормативных пределов регулирования соответствующих отношений в целях обеспечения эффективной защиты их прав. Их определение обусловлено потребностью учета в соответствующих нормах специфики межотраслевых связей, правовая сущность которых оказывает влияние на содержание правового статуса, что позволяет обеспечить комплексный подход при осуществлении регулирования отношений с участием таких граждан. Отсутствие законодательного решения свидетельствует о пробеле в праве, не позволяющем определить категории «семейный бизнес», «семейное предпринимательство», «правовой статус супругов-предпринимателей», установить их соотношение и различия на практике.