О принципе единства контрактной системы в сфере закупок
Аннотация
Автор отмечает неоднозначную трактовку принципа единства контрактной системы в сфере закупок ввиду неточной формулировки принципа в Законе о контрактной системе и указывает на нереализованность принципа в нормах данного закона. Подчеркивается применение законодателем финансовой модели института контрактной системы в сфере закупок, и обосновывается существенное противоречие норм Закона о контрактной системе нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду чего отмечается порок самого института контрактной системы в сфере закупок. Указывается на наличие внутреннего порока принципа единства, выражающегося в недостаточно продуманном понятийном аппарате Закона о контрактной системе. Обосновываются внутренняя недоработка, противоречия норм самого Закона о контрактной системе, приводящие к отсутствию единства, что связано в первую очередь со слабой юридической техникой при подготовке закона, о чем свидетельствуют постоянные и многочисленные изменения, внесенные в Закон о контрактной системе, призванные устранить допущенные неточности. Автор отмечает, что результатом обозначенных проблем и недоработок Закона о контрактной системе, свидетельствующих о нереализованности принципа единства контрактной системы, является отсутствие единообразной практики применения данного закона.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 04/2024 |
Страницы | 13-16 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-4-13-16 |
Принцип единства контрактной системы в сфере закупок (далее — принцип единства контрактной системы), закрепленный в ст. 11 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), является одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система). Вместе с тем за период действия Закона о контрактной системе данному принципу со стороны авторов уделено не так много внимания, о чем свидетельствует достаточно небольшое количество публикаций в юридической литературе, посвященных ему, что можно объяснить недооценкой значения данного принципа, а в некоторых случаях не совсем правильным пониманием его природы.
Целью настоящей статьи является рассмотрение сущности принципа единства контрактной системы, определение его роли и места в системе правового регулирования института контрактной системы.
Сущность принципа единства контрактной системы, согласно ст. 11 Закона о контрактной системе, сводится к тому, что контрактная система основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом о контрактной системе и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
По мнению Архалович О.В., согласно данному принципу, предполагается создать единые механизмы регулирования закупок на всей территории страны, без каких-либо исключений и особенностей для отдельных видов экономической деятельности и отраслевой принадлежности заказчика. Юрицин А.А. определяет, что единство проявляется в установлении одинаковых требований ко всем субъектам отношений, в первую очередь к заказчикам.
Действительно, из буквального толкования нормы ст. 11 Закона о контрактной системе можно сделать вывод, что все участники контрактной системы обязаны соблюдать нормы законодательства о контрактной системе, применять их единообразно, без каких-либо необоснованных ограничений. Иными словами, ст. 11 Закона о контрактной системе обязывает участников контрактной системы соблюдать нормы закона, фактически тем самым закрепляя принцип законности. Вместе с тем принцип законности, пусть и прямо не закрепленный в нормах законодательства, является общеправовым, если принять во внимание его универсальность по отношению ко всем отраслям права. Данный генеральный принцип представляет собой непреложное условие существования правовой системы как таковой.