Правовые механизмы ценовой и неценовой конкуренции
Аннотация
Регулирование цен представляет собой один из способов государственного воздействия на функционирование экономики и через это на общественные отношения в целом. Общие подходы, имеющие межотраслевое значение, сконцентрированы в гражданском и антимонопольном законодательстве, закрепляя смешанную модель ценообразования и подразделяя цены на свободные и регулируемые. Понятие свободной цены не равнозначно термину «рыночная стоимость». Правовое регулирование ценообразования предопределяет алгоритм поведения участников гражданских правоотношений, является одним из факторов, формирующих конкурентную среду на соответствующем товарном рынке, и служит предметом антимонопольного контроля. Конкуренция может быть ценовой и неценовой. В современных условиях вследствие унификации товаров, расширения круга хозяйствующих субъектов и введения новых способов продаж факторы ценовой конкуренции перестают быть определяющими. Анализируются такие неценовые факторы воздействия на конкурентную среду, как манипулирование ценами в ходе биржевых торгов, применение ценовых индикаторов, использование программ лояльности в рамках торгово-сбытовой политики, протекционизм со стороны государств, использование автоматизированных систем управления в бизнес-процессах.
Ключевые слова
- цена
- ценообразование
- свободные цены
- регулируемые цены
- рыночная стоимость
- ценовая конкуренция
- неценовая конкуренция
- манипулирование ценами
- биржевые торги
- ценовые индикаторы
- программы лояльности
- акционные продажи
- розыгрыши ценных призов
- бонусные программы
- государственный протекционизм
- автоматизированные системы управления
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 03/2024 |
Страницы | 22-26 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-3-22-26 |
В современном мире вопросы ценообразования или установления цен на товары имеют большое значение.
Изменение цен на товар имеет значение как для конкретной сделки, затрагивая интересы ее участников, так и при масштабировании поведенческих моделей способно передаваться дальше «по цепочке», влиять на условия сделок иных участников гражданского оборота, приводя к эффекту увеличения цен, ценовым сдвигам по всей структуре экономики.
Концептуально сложившаяся в Российской Федерации модель ценообразования является смешанной, когда одна часть цен основана на рыночном регулировании и установлении цены под влиянием спроса и предложения, макроэкономических факторов рыночного или условно рыночного характера, а вторая — на государственном контроле за ценой в законодательно устанавливаемых случаях.
Правила ценообразования закреплены во многих нормативных правовых актах, в то время как общие подходы, имеющие межотраслевое значение, сконцентрированы в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции).
В ст. 424 ГК РФ цены разделяются на: