Сравнительно-правовой анализ привлекательности образовательных программ юридических факультетов университетов двух столиц в контексте их конкурентоспособности
Аннотация
В современных рыночных условиях конкурентоспособность образовательных программ высших учебных заведений является одним из основных критериев развития и привлечения обучающихся для получения знаний и навыков, необходимых для успешной карьеры в юридической сфере. Образовательные программы, имеющие место в университетах Москвы и Санкт-Петербурга, открыты и реализовываются с учетом мониторинга конкурентной среды высшего образования и оценки запросов потребительского рынка и трудового сектора. В статье рассматриваются аспекты исследования конкуренции в образовательной среде и конкурентоспособности образовательных программ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 03/2024 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-3-14-17 |
Конкуренция на рынке образовательных услуг является набирающей обороты по актуальности темой в последние годы. Поскольку сам рынок определяется сферой формирования и функционирования спроса и предложения на образовательные услуги, которые, в свою очередь, представляют собой социально значимый и высоколиквидный товар, он должен быть регулируемым для предотвращения появления некачественных образовательных программ и антиконкурентного поведения учебных заведений. Именно наличие конкуренции хозяйствующих субъектов на рынке образовательных услуг, являясь необходимым элементом рыночного механизма, имеет ключевое значение для обеспечения выполнимости фактора соперничества посредством стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, побуждения к принятию мер по повышению качества производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), снижению цен и издержек и, наконец, внедрения новейших технологий. Активность конкурентной борьбы увеличивает количество хозяйствующих субъектов, обеспечивая более эффективные параметры рынка, и снижает вероятность удерживания рынка отдельными субъектами.
В настоящее время факультеты права и юридические школы являются самыми популярными среди студентов, а профессия юриста считается одной из самых престижных. В рейтинге юридических высших учебных заведений (далее — вуз) России заметно смещение баланса в сторону Москвы и Санкт-Петербурга, на долю нестоличных вузов приходится 40% участников в списках топ-20 Рейтингового агентства RAEX. Учитывая кризис отечественной системы обучения, заключающийся в массовости, коммерциализации и снижении качества обучения, поскольку оно становится символом минимально необходимого социального статуса, в соотношении «количество — качество», которые дополняют друг друга и противоречат друг другу, еще долгое время будет наблюдаться отсутствие сбалансированности для планомерного улучшения существующих показателей.
Антимонопольная политика в сфере образования направлена на предотвращение монополизации рынка образовательных услуг через создание конкурентной и инновационной среды, в которой каждый гражданин имеет равный доступ к качественному образованию и возможности выбора учебных программ и учебных заведений, а также на обеспечение конкуренции и разнообразия в предоставлении образовательных программ и услуг. Основным законом, регламентирующим основы недобросовестного поведения хозяйствующих субъектов в России, является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135‑ФЗ «О защите конкуренции». В ст. 4 Закона о защите конкуренции закреплено, что входит в понятие «товарного рынка». Товарным рынком для оценки привлекательности образовательных программ является рынок образовательных услуг с учетом географического фактора — городов Москва и Санкт-Петербург ввиду объективности большей сконцентрированности субъектов и желания вести конкурентную борьбу за определенный вес в юридической сфере.
Что касается определения хозяйствующих субъектов, стоит обратиться к Приказу Федеральной антимонопольной службы № 220, согласно п. 5.1 которого в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка. В настоящее время в качестве вуза можно рассматривать образовательную организацию высшего образования, т.е. образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность (п. 4 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Стоит признать, что конкурентоспособность образовательной организации раскрывается через две составляющие: возможность совершения конкурентных действий (формирует потенциальную конкурентоспособность) и компетентность в совершении конкурентных действий (отражается в реализованной конкурентоспособности). Позиции вузов на рынке неразрывно связаны с изучением конкурентоспособности предоставляемых ими образовательных программ на рынке образовательных услуг.