О распространении на самозанятых антимонопольного регулирования
Аннотация
В статье рассматривается вопрос включения самозанятых в понятие хозяйствующего субъекта и распространения на них антимонопольного контроля. Автор считает, что особенности предпринимательской деятельности самозанятых, связанные с применяемым ими налоговым режимом, не позволяют самозанятым влиять на конкуренцию в той же степени, на которую способны иные субъекты. Поэтому необходимо предусмотреть специальные гарантии и иммунитеты для этой категории предпринимателей.
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 03/2024 |
Страницы | 10-13 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-3-10-13 |
25 июня 2023 г. сенаторами В.С. Тимченко и А.А. Савиным в Государственную Думу был внесен законопроект под номером 409891-8, которым, помимо прочего, предложено скорректировать понятие хозяйствующего субъекта в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), дополнив его физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, но применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — НПД), введенный Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”» (далее — Закон № 422-ФЗ).
Включение самозанятых в понятие хозяйствующего субъекта является закономерным шагом. Самозанятые осуществляют предпринимательскую деятельность, производят товары, выходят с ними на рынок, где конкурируют с другими производителями. И следуя простой истине, что для поддержания честной и справедливой конкуренции требуется контроль за каждым конкурирующим субъектом, на самозанятых должно распространяться антимонопольное регулирование.
Также включение самозанятых в понятие хозяйствующего субъекта позволит преодолеть существующую в законодательстве коллизию. Так, в соответствии с положениями п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции предоставляются хозяйствующим субъектам. В то же время в соответствии с п. 13.2 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих НПД, которые не считаются хозяйствующими субъектами. Таким образом, право на преференции предоставляется тем, кто не может ими обладать.
Из вышесказанного следует, что во включении самозанятых в понятие хозяйствующего субъекта существует объективная необходимость. В исследованиях вопрос об отнесении самозанятых к понятию хозяйствующего субъекта уже поднимался, однако вопросы о целесообразности и необходимости специального регулирования конкурентной деятельности самозанятых не исследовались.
В то же время предпринимательская деятельность самозанятых имеет свои ярко выраженные особенности, продиктованные применяемым ими налоговым режимом. Самозанятые не могут нанимать работников, их доход ограничен 2,4 млн рублей в год, они ограничены в видах деятельности (п. 4 ч. 2 ст. 4, п. 8 ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ). При разработке регуляторных мер должны учитываться эти особенности, чтобы обеспечить справедливое и эффективное функционирование рынка.