Дата публикации: 18.07.2024

О распространении на самозанятых антимонопольного регулирования

Аннотация

В статье рассматривается вопрос включения самозанятых в понятие хозяйствующего субъекта и распространения на них антимонопольного контроля. Автор считает, что особенности предпринимательской деятельности самозанятых, связанные с применяемым ими налоговым режимом, не позволяют самозанятым влиять на конкуренцию в той же степени, на которую способны иные субъекты. Поэтому необходимо предусмотреть специальные гарантии и иммунитеты для этой категории предпринимателей.




25 июня 2023 г. сенаторами В.С. Тимченко и А.А. Савиным в Государственную Думу был внесен законопроект под номером 409891-8, которым, помимо прочего, предложено скорректировать понятие хозяйствующего субъекта в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), дополнив его физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, но применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — НПД), введенный Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”» (далее — Закон № 422-ФЗ).

Включение самозанятых в понятие хозяйствующего субъекта является закономерным шагом. Самозанятые осуществляют предпринимательскую деятельность, производят товары, выходят с ними на рынок, где конкурируют с другими производителями. И следуя простой истине, что для поддержания честной и справедливой конкуренции требуется контроль за каждым конкурирующим субъектом, на самозанятых должно распространяться антимонопольное регулирование.

Также включение самозанятых в понятие хозяйствующего субъекта позволит преодолеть существующую в законодательстве коллизию. Так, в соответствии с положениями п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции предоставляются хозяйствующим субъектам. В то же время в соответствии с п. 13.2 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих НПД, которые не считаются хозяйствующими субъектами. Таким образом, право на преференции предоставляется тем, кто не может ими обладать.

Из вышесказанного следует, что во включении самозанятых в понятие хозяйствующего субъекта существует объективная необходимость. В исследованиях вопрос об отнесении самозанятых к понятию хозяйствующего субъекта уже поднимался, однако вопросы о целесообразности и необходимости специального регулирования конкурентной деятельности самозанятых не исследовались.

В то же время предпринимательская деятельность самозанятых имеет свои ярко выраженные особенности, продиктованные применяемым ими налоговым режимом. Самозанятые не могут нанимать работников, их доход ограничен 2,4 млн рублей в год, они ограничены в видах деятельности (п. 4 ч. 2 ст. 4, п. 8 ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ). При разработке регуляторных мер должны учитываться эти особенности, чтобы обеспечить справедливое и эффективное функционирование рынка.

Список литературы

1. Жукова Ю.Д. Самозанятые граждане: правовая квалификация деятельности и перспективы формирования специального режима / Ю.Д. Жукова, А.С. Подмаркова // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 4. С. 49–79.
2. Зайцева Л.В. Экономически зависимые самозанятые: различия национальных подходов к определению правового статуса / Зайцева Л.В. // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 446. С. 212–222.
3. Лютов Н.Л. Признаки трудового правоотношения: международные нормы и российская судебная практика / Н.Л. Лютов // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 7–11.
4. Biasi, M. «We will all laugh at gilded butterflies». The shadow of antitrust law on the collective negotiation of fair fees for self-employed workers / M. Biasi // European Labour Law Journal. 2018. Vol. 9. Iss. 4. P. 354–373.
5. De Stefano, V. Non-Standard Workers and Freedom Of Association: a Critical Analysis af Restrictions to Collective Rights from a Human Rights Perspective / V. De Stefano // Comparative labor law journal: a publication of the U.S. National Branch of the Int

Остальные статьи