Дата публикации: 18.07.2024

О некоторых вопросах совершенствования института изменения (отмены) предписаний антимонопольного органа в постсанкционных условиях

Аннотация

Рассматриваются вопросы постсанкционных изменений режима обеспечения конкуренции, вопросы изменения и отмены предписаний антимонопольных органов в рамках изменений подходов к конкуренции как атрибуту глобальной экономики, требовавшей и допускавшей использование унифицированного правового регулирования, в том числе использование мировых ценовых индикаторов для установления монопольно высокой цены на внутренних российских товарных рынках, до конкуренции, как условию повышения конкурентоспособности российских товаров и использования российских ценовых индикаторов. В этих условиях изменение предписаний в качестве полноценного процессуального института конкурентного права требует, чтобы оно было направлено, в том числе, на повышение оперативности реагирования на изменение рыночной обстановки, усиление динамичности управления в сфере конкуренции, исключение случаев нарушения прав заинтересованных лиц при изменении условий существования товарных рынков. Предлагается введение в законодательство понятий «ценовой ориентир» и «ценовой индикатор», введение возможности изменения (отмены) всех видов предписаний, используемых в антимонопольном законодательстве, обязательное проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в ходе процедуры изменения (отмены) предписаний.




Проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”» (далее — Проект), разработанным ФАС России во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 7 октября 2023 г. № 11401-П9-ММ (далее — Поручение), предлагается расширить основания изменения предписаний антимонопольного органа в рамках контроля экономической концентрации и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (ст. 33 и 51.2 Федерального закона от 26 июля 2023 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Данный перечень оснований возникновения существенных обстоятельств, в который входили изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения, предлагается дополнить несоответствием ценовых ориентиров предписания условиям обращения товара на товарном рынке.

ФАС России в п. 3.1 «Формы I сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта с высокой степенью регулирующего воздействия» обосновывает необходимость доработки закона тем, что условия, включенные в предписание, актуальны на дату его выдачи и обозримую на дату принятия решения перспективу. Например, подход, предусматривающий использование для расчета максимального уровня цен на цветные металлы индикаторов цен на зарубежных рынках, отражал сложившуюся на дату вынесения предписаний практику на рынках и был направлен на обеспечение прозрачности ценообразования. Формулы цен предусмотрены в предписаниях, выданных группе компаний «РУСАЛ» на рынке первичного алюминия и алюминиевой продукции (предписание 2007 г., в редакции от 2013 г.), АО «УГМК» на рынке цинка (2016 г.), ПАО «ГМК “Норникель”» на рынке никеля и никелевой продукции (2007 г.), ОАО «ЧЭМК» на рынке феррохрома (2014 г.). Принимая во внимание текущие экономические условия, принципы ценообразования, указанные в предписаниях, в настоящее время требуют корректировки.

Фактически это указывает, что поводом к дополнению оснований изменения предписаний является необходимость корректировки цен в сторону снижения, чего раньше не было в арсенале правоприменителя и что требует получения возможности использования вместо мировых российских ценовых индикаторов.

Еще в марте 2022 г. представитель антимонопольного регулятора отмечал важность соблюдения российскими компаниями принципов ответственного ценообразования с учетом спроса и предложения на внутреннем рынке. Указывалось, что в условиях высокой волатильности установление цен для потребителей внутреннего рынка на основании экспортных котировок может приводить к негативным последствиям, так как цены, сложившиеся на зарубежных рынках, отражают условия спроса и предложения той страны, в которой сформировались такие индикаторы, а не российского рынка, на котором условия могут существенно отличаться. Другой представитель ФАС России отмечал, что «мы должны искать ценовые ориентиры внутри страны и не зависеть от тех индикаторов, которые формируют международные биржи, уже работающие по другим правилам».

В рамках выступления в Госдуме РФ руководитель ФАС России М.А. Шаскольский отмечал, что на фоне роста цен на ряде товарных рынков количество проводимых ФАС России расследований увеличилось. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба изменила подход к экономическому анализу практик ценообразования на российские товары. Теперь в нем отдается приоритет балансу спроса и предложения на внутреннем рынке, а экспортные котировки в качестве основного аргумента приниматься не могут. Он отметил, что в текущих экономических условиях практики ценообразования доминирующих субъектов, учитывающие индикаторы, сложившиеся на зарубежных рынках, не учитывают экономические возможности внутреннего потребителя. А это может приводить к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Список литературы

1. Фокин П. Замруководителя ФАС Сергей Пузыревский: «Если параллельный импортер может везти товар дешевле, для потребителя это лучше» / П. Фокин, А. Фролова // Зебра. 2022. 6 июня.
2. Басова Т. Как «мобилизационная экономика» 2022 г. повлияет на ценовые политики бизнеса в России? / Т. Басова // Legal Insight. 2022. № 4 (110). С. 48–49.

Остальные статьи