«Нулевая» уголовно-правовая квалификация в спорте: отдельный вопрос в аспекте статьи 184 УК РФ
Аннотация
Автор исследует вопрос об актуальном состоянии и правоприменении ст. 184 УК РФ в соотношении со ст. 26.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», получившей поправку в виде дополнения о манипулировании официальными спортивными соревнованиями. Вскрываются трудности в последовательности квалификации деяния от выявленного факта спортивной федерацией до квалификации преступления правоохранительным органом. Предлагается к оперированию понятие ««нулевая» уголовно-правовая квалификация преступления с доктринальным определением, снижающее противоречие в применении разных отраслевых правовых норм.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 07/2024 |
Страницы | 47-50 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-7-47-50 |
Согласно ч. 1, 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее — УК РФ) преступлением признается «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Определение преступления (действия или бездействия) рассматривается через содержание признаков какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ. Теория уголовного права, определяя юридическую природу преступления, выстраивает основу исследований на институте признаков преступления и незыблемости понятийного словосочетания (далее — понятие) «признаки преступления».
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (далее — УПК РФ) также оперирует понятием «признаки преступления», в том числе и при принятии решения о возбуждении уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УПК РФ — «основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления»).
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» (далее — Федеральный закон № 198-ФЗ) в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о спорте) (был дополнен ст. 26.2) и в ст. 184 УК РФ было внесено понятие «противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования» как уголовно-правовой запрет и одна из мер борьбы с договорными матчами.
При этом экспертным сообществом несколько неоднозначно было воспринято содержательное и смысловое доминирование вносимых поправок в Федеральный закон о спорте перед вносимыми поправками в ст. 184 УК РФ. На наш взгляд, наблюдалось некое «директивное» отношение профильного федерального спортивного закона по отношению к базовому кодификационному федеральному уголовному закону.
Федеральным законом от 6 марта 2022 г. № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 43-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон о спорте, которые касались внесенных дополнений «манипулирование официальными спортивными соревнованиями» в различные положения закона, в том числе и в ст. 26.2 в части понятия отдельного нарушения законодательства РФ о физической культуре и спорте.