О системности процессуальных гарантий на этапе окончания различных видов предварительного расследования
Аннотация
В настоящей статье рассматривается этап окончания предварительного следствия, дознания в общем порядке, дознания в сокращенной форме (до направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением) в качестве элемента единой системы окончания предварительного расследования. Обращается внимание, что в настоящее время уголовнопроцессуальный закон на заключительном этапе предварительного расследования не предусматривает единого порядка утверждения (согласования) и предъявления итоговых процессуальных документов участникам уголовного процесса, что отрицательно сказывается на обеспечении законности уголовного судопроизводства. Порядок процессуальной деятельности на этапе окончания предварительного расследования без достаточных оснований существенно различается. Делается вывод, что права и законные интересы участников уголовного процесса на этапе окончания дознания в общем порядке, дознания в сокращенной форме должным образом не обеспечиваются. Формулируются предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, направленного на повышение уровня гарантий как прав и законных интересов участников процесса, так и реализации контрольно-обеспечительной роли данного этапа предварительного расследования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 07/2024 |
Страницы | 13-17 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-7-13-17 |
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ) окончание предварительного расследования возможно направлением уголовного дела прокурору с обвинительным заключением в порядке ч. 6 ст. 220 УПК РФ, направлением уголовного дела прокурору с обвинительным актом (для дознания в общем порядке), направлением уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением (для дознания в сокращенной форме), вынесением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (для предварительного следствия), а также прекращением уголовного дела.
Значимость этапа окончания предварительного расследования велика для всех участников уголовного процесса, задействованных на данной стадии судопроизводства. Так, для дознавателя (следователя) — это возможность сформулировать и обосновывать выводы по результатам проведенного предварительного расследования; оценить собранные доказательства с точки зрения их допустимости и достаточности для вывода о виновности подозреваемого (обвиняемого); систематизировать и оформить материалы уголовного дела; обеспечить права и законные интересы участников уголовного судопроизводства. Для руководителя следственного органа, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания — выявить в рамках ведомственного контроля имеющиеся недостатки расследования и направить уголовное дело, соответственно, следователю, дознавателю для их устранения; утвердить (согласовать) итоговый процессуальный документ. Для обвиняемого и его защитника, потерпевшего, гражданского ответчика, гражданского истца и их представителей — возможность реализации своих прав, предоставленных им законодателем, обеспечение законных интересов; действенное средство влияния на движение уголовного дела, определение его дальнейшей судьбы.
При этом процессуальная регламентация этапа окончания дознания в общем порядке особенно скудна, что негативно сказывается на достижении назначения уголовного судопроизводства.
На основании изученных статистических данных Главного информационно-аналитического центра МВД России (сводный отчет о следственной работе и дознания органов внутренних дел Ф.1-Е) за первое полугодие 2023 г. прокурором возвращено дознавателям для производства дополнительного расследования 4 355 уголовных дел (2,65% от общего количества направленных дел). За первое полугодие 2023 г. прокурором возвращено следователям для производства дополнительного расследования 7 149 уголовных дел (4,9%). Судом за первое полугодие 2023 г. возвращено прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ 1 110 уголовных дел (за первое полугодие 2022 г. — 1 316, первое полугодие 2021 г. — 1 561).
Наиболее характерными нарушениями, послужившими возвращению уголовных дел прокурором для производства дополнительного расследования или пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта, обвинительного постановления выступают: несоответствие формулировки обвинения в обвинительном заключении и постановлении о привлечении в качестве обвиняемого; неполное установление предмета доказывания; неполнота допроса лиц, чьи показания имеют существенное значение для расследования преступления; нарушение права на защиту; технические ошибки и опечатки. Встречается неутверждение начальником органа дознания обвинительного акта (обвинительного постановления), а также составленный с существенными нарушениями протокол ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.