Принцип полноты осмотра места происшествия: содержание и проблемы практической реализации
Аннотация
Статья посвящена ключевому положению тактики осмотра места происшествия — принципу полноты его проведения. Практическое воплощение данного положения осложняется отсутствием у сотрудников правоохранительных органов четкого представления о содержании и методологии его реализации в процессе осмотра места происшествия. В статье раскрываются структурные составляющие данного принципа и анализируется значение методов его реализации в практике проведения следственного осмотра.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 07/2024 |
Страницы | 6-12 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-7-6-12 |
Требование полноты имеет особое значение при проведении осмотра места происшествия, поскольку данное следственное действие зачастую является неповторимым, а его результаты во многом закладывают основу дальнейшего производства всего расследования по делу. Кроме того, обнаруженные на месте происшествия следы и предметы и их осмотр дают важные фактические данные, которые становятся основанием производства других следственных действий, направленных на получение новых доказательств. На практике это означает следование следующим криминалистическим рекомендациям:
А) В первую очередь следователь должен обеспечить достаточность изымаемых объектов для решения задач расследования. Как свидетельствует практика, именно неполнота следственного осмотра самым негативным образом сказывается на качестве последующего процесса изобличения лица, совершившего преступление. И зачастую это вызвано игнорированием следователями рекомендаций криминалистической тактики. Выражается это в том, что следователи зачастую неверно определяют границы осмотра, что приводит к неоправданному уменьшению количества объектов осмотра, допускают неточности в выявлении и фиксации признаков осматриваемых объектов, увлекаясь одной, кажущейся наиболее правдоподобной версией, упускают из виду следы и предметы, не подтверждающие эту версию, и т.п. Это порождает значительные потери времени, построение ошибочных версий, необоснованное проведение последующих следственных действий.
Б) К частному положению принципа полноты следует отнести требование относимости изымаемых объектов к делу. Согласно ч. 3 ст. 177 УПК РФ изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом законодатель, употребляя выражение «могут иметь отношение», предполагает, что решение о такой связи должен принимать следователь в процессе непосредственного осмотра объектов (в том числе и с участием соответствующих специалистов). То есть лицо, проводящее осмотр, должно по крайней мере обоснованно предполагать, что в результате дальнейшего осмотра изъятых предметов будут либо установлены сведения об отдельных элементах предмета доказывания, либо получена информация, которая в совокупности с другими данными позволит получить сведения о каком-либо из обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ. Однако даже опытному следователю, обладающему достаточными профессиональными навыками, при осмотре мест происшествия по преступлениям, совершенным в условиях неочевидности, редко удается сразу вычленить из окружающей обстановки все следы, полно отражающие механизм совершенного деяния. Поэтому немаловажное место в познавательно-реконструктивной деятельности следователя занимает методологический инструментарий, позволяющий данному субъекту делать логические выводы о преступном событии и других фактах, имеющих отношение к уголовному делу. Сюда можно отнести следующие методы:
1. К ключевому методу обследования места происшествия следует отнести метод наблюдения, в рамках которого реализуется большинство приемов восприятия следователем и иными задействованными в осмотре лицами обстановки и объектов, а также познавательной деятельности, направленной на установление логической цепочки преступного события. При этом по смыслу законодателя применение метода наблюдения наиболее эффективно на момент обнаружения и восприятия следователем признаков конкретного объекта именно на месте происшествия (с учетом положений ч. 3 ст. 177 УПК РФ). Так, согласно ч. 2 ст. 180 УПК РФ обнаруженные объекты описываются в протоколе с характеристиками, полученными следователем не после их изъятия с места происшествия с последующим изучением, а в том виде, в каком они наблюдались в момент осмотра. Объясняется это отчасти тем, что именно на месте осмотра следов преступления принимаются ключевые безотлагательные решения, обеспечивающие организацию первоначального этапа расследования (о розыске орудий преступления, лица, его совершившего, и др.). Поэтому наблюдаемые признаки объектов и обстановки происшествия именно в момент их обнаружения и позволяют оперативно их интерпретировать и использовать в дальнейшей разыскной и следственной деятельности.