Дата публикации: 27.06.2024

Штрихи к биографии А.Д. Зайкина: офицер, ученый, учитель (часть 1). К столетию со дня рождения

Аннотация

Целью написания данной статьи явилось уточнение ранее известных и обнародование новых сведений о жизненном пути и научном наследии известного отечественного правоведа, ученоготрудовика и специалиста по трудовому праву и праву социального обеспечения, многолетнего заведующего кафедрой трудового права МГУ им. М.В. Ломоносова доктора юридических наук, профессора А.Д. Зайкина. Статья состоит из двух частей. В части первой, представленной в данном номере журнала, рассматривается жизненный путь видного отечественного ученого. Особое внимание обращено на обучение в военно-учебных заведениях, офицерскую службу и участие в Великой Отечественной войне, а также обучение в Московском юридическом институте. Рассмотрены этапы академической карьеры ученого на Юридическом факультете МГУ, его профсоюзная деятельность.




 Алексей Данилович Зайкин (1924‒2002) принадлежит к числу ученых, которых можно с полным основанием назвать классиками науки трудового права и науки права социального обеспечения. Действительно, наряду с трудовым правом, он активно занимался изучением проблем права социального обеспечения и относится к числу немногих ученых-универсалов, оставивших яркий след в этих науках (наряду с В.С. Андреевым, Е.И. Астраханом). Немаловажно и то, что Алексей Данилович воспитал целую плеяду учеников, причем около 40 из них стали кандидатами юридических наук, а трое докторами юридических наук (М.В. Лушникова, А.М. Нурмагамбетов, Э.Н. Бондаренко). Между тем биография А.Д. Зайкина, на наш взгляд, исследована недостаточно, а публикации о нем в основном носят юбилейный характер или являются некрологами. Мы затрагивали биографию и научное наследие этого ученого в своем предыдущем обобщающем исследовании. С учетом этого здесь уточнены и дополнены сведения о жизненном пути и научном наследии А.Д. Зайкина. Для подготовки  статьи использовались документы Архива управления кадров МГУ (АУК МГУ), в том числе личное дело ученого (Л/с № 3448), а также дела, касающиеся деятельности Алексея Даниловича в период работы в университете (Ф. 10. Оп. 8. Д. 282, 435 и др.). Авторами привлекались также отдельные дела Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦА МО), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). Определенный массив информации содержится как в публикациях в периодических изданиях, так и на электронных ресурсах открытого доступа.

А.Д. Зайкин родился 30 марта 1924 г. в деревне Зашево Данковского района Рязанской губернии (ныне расположена на территории Липецкой области). На 1924 год в деревне было около 1000 жителей, одна улица и отсутствовала даже начальная школа. Самым известным ее уроженцем стал майор, затем полковник Иван Михайлович Зайкин (1904‒1968), военный летчик и Герой Советского Союза. В период индустриализации многие жители отправились на стройки первых пятилеток, преимущественно в соседние крупные города. Переехала в 1930 г. в Москву и семья А.Д. Зайкина. Однако из-за организационных проблем в первый класс средней школы он поступил только в 1933 г. в возрасте 9 лет, что не помешало отличной успеваемости.

Парадоксально, но в жизни ученого постоянно сочетались простота и элитарность. Выходец из русской глубинки, простой семьи с крестьянскими корнями, Зайкин затем учился в элитных учебных заведениях, из него готовили представителя сначала офицерской, а затем научно-педагогической элиты. Однако он, что называется, всего добился своим трудом, талантом и упорством, а в нашей истории настоящая элита всегда выражает глубинную сущность и простоту народа.

Не имея в родословной военных, Алексей, тем не менее, с детства мечтал стать красным командиром, и его мечта первоначально получила свое воплощение. В 1940 году он поступает во 2-ю Московскую артиллерийскую спецшколу, которая была образована за три года до этого по типу дореволюционных кадетских корпусов и была предшественницей суворовских училищ, созданных в 1943 г. Об этой спецшколе стоит сказать отдельно.

В целом инициаторами создания военных спецшкол стали советские генералы А. Игнатьев и В. Грендаль, в прошлом русские офицеры и выпускники кадетских корпусов. Именно дореволюционные кадетские корпуса, дававшие юношам предварительную подготовку для поступления в военные училища, стали образцом и для советских военных специальных школ. В 1937 году было создано 15 таких учебных заведений (причем по 5 в Москве и Ленинграде), затем еще 2 в 1938 г. и 3 в 1944 г. По профилю они делились на соответствующие виды вооруженных сил, в том числе было много артиллерийских. В эти спецшколы без экзаменов (по аттестатам) набирали лучших выпускников 7-х классов средней школы только с отличными и хорошими оценками, где в течение 3 лет их готовили к поступлению в соответствующие военно-учебные заведения. Ученики спецшкол носили военную форму, однако жили дома, где проводили выходные и нерабочие праздничные дни, но в будни с утра до вечера учились и проходили подготовку в здании школы. Среди руководства этого учебного заведения было немало бывших русских офицеров — выпускников кадетских корпусов, а преподавательский состав комплектовался лучшими учителями. Классы именовались батареями, а их руководителями закреплялись действующие командиры, как правило из числа имеющих боевой опыт и ранения, ограниченно годные к строевой службе. Тем не менее спецшколы значились как воинские части с закреплением определенного номера.

Список литературы

1. Бураков А. «Тебе за меня не придется краснеть…» / А. Бураков // Мужская работа. 2021. № 7.
2. Бураков А. «Тебе за меня не придется краснеть…» / А. Бураков // Мужская работа. 2021. № 8.
3. Лушников А.М. Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени : сравнительно-правовое исследование. В 2 томах. Т. 1 / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. Ярославль : ЯрГУ, 2010. 363 с.

Остальные статьи