Дата публикации: 27.06.2024

Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Аннотация

В научной статье рассмотрены проблемы межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства с учреждениями (организациями) для детей-сирот и ведомств различной направленности, чья деятельность связана с деятельностью подобных учреждений. Все чаще звучат предложения о реформировании органов опеки и учреждений для детей-сирот путем приведения их к единой модели подчиненности. Подобные предложения, а также случаи халатного отношения сотрудников учреждений и органов опеки, послужившие поводом для широкого общественного резонанса, явились началом глобального процесса перестройки системы защиты детства в нашем государстве. Ввиду проводимой в России политики в указанной сфере деинституционализации как части реформирования данных учреждений, автор раскрывает имеющиеся проблемы межведомственного взаимодействия; отдельно выделяет роль органов опеки и попечительства, предлагает возможные варианты разрешения некоторых проблем путем внесения изменений в законодательство субъектов РФ.




Функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних включают в себя осуществление значительного количества мероприятий среди детей и их родителей (законных представителей). Они могут быть претворены в жизнь только соответствующими профессиональными службами определенных учреждений. Решением задачи реализации указанных мероприятий является организация взаимодействия органа опеки и попечительства с действующими учреждениями (организациями), осуществляющими функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. Особое значение в данном случае имеет ведомственная принадлежность этих учреждений. В связи с тем что учреждения (организации), осуществляющие вышеуказанные функции, находятся в разных ведомствах, зачастую возникают проблемы при их взаимодействии.

Первая попытка по устранению проблем взаимодействия с сиротскими учреждениями была предпринята в 2014 г. Постановлением Правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», предполагающим изменение подхода к работе данных учреждений. В наши дни — распоряжением Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» и планами его реализации регионами планируются изменения подведомственности и типов части учреждений.

Вся деятельность органов опеки и попечительства над несовершеннолетними направлена на защиту их прав и законных интересов.

Основная и важная часть работы специалистов органов опеки и попечительства заключается в проведении профилактических мероприятий и оказании помощи социально неблагоприятным семьям. Большая часть данной работы связана с тем, чтобы вернуть подобные семьи к нормальному образу жизни и изменить отношение к ребенку. Однако зачастую этой помощи недостаточно или она вовсе не нужна. И тогда органы опеки вынуждены осуществлять защиту прав детей в иной форме — путем ограничения или лишения родительских прав родителей и помещения детей в специальные учреждения. Далее защита интересов несовершеннолетних заключается в получении образования, медицинской помощи и иных социальных услуг.

Авторы отмечают, что данные вопросы носят межотраслевой характер и находятся на пересечении многих направлений деятельности.

Список литературы

1. Альшанская Е. Новый этап развития российской системы устройства детей-сирот: Постановление Правительства № 481 глазами экспертов / Е. Альшанская, Э. Гарифулина, А. Гезалов, Г. Рахманова // Журнал исследований социальной политики. 2017. № 15 (3). С. 453–46
2. Андреева О.Ю. Реструктуризация детских домов: проблемы и перспективы / О.Ю. Андреева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 13. С. 97–102.
3. Африкантов К.П. Основные проблемы взаимодействия органов государственной власти в сфере организации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / К.П. Африкантов // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 3. С. 31
4. Больницкая А.Н. Комплексный межведомственный подход в работе с семьей и несовершеннолетними / А.Н. Больницкая // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 3. С. 134–141.
5. Зуева Л.Н. Новая миссия детского дома / Л.Н. Зуева // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3 (2). С. 38–42.
6. Лутошкина С.Ю. Реформирование системы общественного содержания и воспитания детей-сирот в современной России / С.Ю. Лутошкина // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2013. № 1. С. 104–117.
7. Малеванова Ю.В. Деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и подведомственных им учреждений по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Ю.В. Малеванова // Вестник Воронежского государственного у
8. Наруцкая Н.В. Частный и публичный интересы в правоотношениях по устройству в организации детей, оставшихся без родительского попечения / Н.В. Наруцкая // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 3. С. 104–106.

Остальные статьи