Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Аннотация
В научной статье рассмотрены проблемы межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства с учреждениями (организациями) для детей-сирот и ведомств различной направленности, чья деятельность связана с деятельностью подобных учреждений. Все чаще звучат предложения о реформировании органов опеки и учреждений для детей-сирот путем приведения их к единой модели подчиненности. Подобные предложения, а также случаи халатного отношения сотрудников учреждений и органов опеки, послужившие поводом для широкого общественного резонанса, явились началом глобального процесса перестройки системы защиты детства в нашем государстве. Ввиду проводимой в России политики в указанной сфере деинституционализации как части реформирования данных учреждений, автор раскрывает имеющиеся проблемы межведомственного взаимодействия; отдельно выделяет роль органов опеки и попечительства, предлагает возможные варианты разрешения некоторых проблем путем внесения изменений в законодательство субъектов РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Социальное и пенсионное право № 02/2024 |
Страницы | 31-35 |
DOI | 10.18572/2070-2167-2024-2-31-35 |
Функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних включают в себя осуществление значительного количества мероприятий среди детей и их родителей (законных представителей). Они могут быть претворены в жизнь только соответствующими профессиональными службами определенных учреждений. Решением задачи реализации указанных мероприятий является организация взаимодействия органа опеки и попечительства с действующими учреждениями (организациями), осуществляющими функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. Особое значение в данном случае имеет ведомственная принадлежность этих учреждений. В связи с тем что учреждения (организации), осуществляющие вышеуказанные функции, находятся в разных ведомствах, зачастую возникают проблемы при их взаимодействии.
Первая попытка по устранению проблем взаимодействия с сиротскими учреждениями была предпринята в 2014 г. Постановлением Правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», предполагающим изменение подхода к работе данных учреждений. В наши дни — распоряжением Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» и планами его реализации регионами планируются изменения подведомственности и типов части учреждений.
Вся деятельность органов опеки и попечительства над несовершеннолетними направлена на защиту их прав и законных интересов.
Основная и важная часть работы специалистов органов опеки и попечительства заключается в проведении профилактических мероприятий и оказании помощи социально неблагоприятным семьям. Большая часть данной работы связана с тем, чтобы вернуть подобные семьи к нормальному образу жизни и изменить отношение к ребенку. Однако зачастую этой помощи недостаточно или она вовсе не нужна. И тогда органы опеки вынуждены осуществлять защиту прав детей в иной форме — путем ограничения или лишения родительских прав родителей и помещения детей в специальные учреждения. Далее защита интересов несовершеннолетних заключается в получении образования, медицинской помощи и иных социальных услуг.
Авторы отмечают, что данные вопросы носят межотраслевой характер и находятся на пересечении многих направлений деятельности.