Дата публикации: 11.07.2024

Антирелигиозная кампания Н.С. Хрущева как неотъемлемая часть идеологической составляющей СССР в 1953–1964 гг.

Аннотация

В статье изложен анализ политики, проводимой Н.С. Хрущевым в 1953–1964 гг., в аспекте государственно-конфессиональных отношений. Исследованы нормативные правовые акты, способствующие реализации антирелигиозной кампании. Перечислены методы, посредством которых предполагалось реализовать названную политику. В статье показано положение Русской православной церкви в исследуемый период: приведены статистические данные относительно количества православных храмов и монастырей в СССР. Авторами исследования сделан вывод о несостоятельности проводимой политики: изложены результаты проводимой политики, указаны причины ее провала.




Н.С. Хрущев вошел в историю государства Российского как политический лидер, отличившийся за время своего нахождения у власти определенными существенными результатами во всех аспектах государства. Людям, жившим в ту пору в СССР, он запомнился как ярый реформатор и либерал. В годы управления государством за счет идей Н.С. Хрущева удалось осуществить первый в истории мира полет человека в космос, обеспечить жильем большую часть населения СССР, освоить целинные земли, увеличить количество взращиваемой кукурузы, в общем, совершить большое количество локальных преобразований, что примечательно, не всегда дающих положительный эффект. Роль Хрущева в истории нашего государства велика, однако величие — не значит всеобщее признание. До настоящего времени в историко-правовой науке не сложилось единого мнения относительно оценки политической деятельности Хрущева. Избранная нами тема в рамках настоящего исследования в очередной раз подтверждает тот факт, что политика Хрущева была достаточно противоречива и далеко не всегда полезна для простого народа.

До начала ХХ в. Российское государство практически всегда позиционировалось как государство религиозное, где роль Русской православной церкви (далее по тексту — РПЦ) чаще всего была велика. Однако с приходом к власти В.И. Ленина наше государство подверглось существенным изменениям во всех аспектах, в том числе — в религиозном. Ни для кого не секрет, что коммунистическая идеология зиждется на атеистическом и материалистическом подходе, что является чуть ли не основной идеей всей указанной идеологии. Все предшественники Хрущева, как и он, стремились построить в СССР коммунизм, хотя бы и понимали, что таковое стремление — сплошная утопия и не более того. Да, официального провозглашения атеизма в СССР не было, однако де-факто это была единственная, угодная государству и активно распространяемая им же идеология. Само собой разумеется, что испокон веку люди, жившие в России, приобщённые к Господу и религии, не совсем согласились с такой политикой, вследствие чего на выпады таковых государству во главе с Н.С. Хрущевым необходимо было реагировать. По озвученной выше причине Хрущев начал активно реализовывать политику, получившую название в науке «антирелигиозная кампания», являющуюся предметом настоящего исследования.

Как справедливо полагает С.М. Зинчук: «Исторический опыт показывает важность государственно-церковного компромисса для каждого общества в любой период его развития. В связи с этим возрастает актуальность исследования взаимоотношений Церкви и государства в советский период, когда гонения на верующих были частью официальной политики правящей коммунистической партии». Данная точка зрения достаточно обоснована и, более того, отражает актуальность настоящего исследования, поскольку до настоящего времени роль РПЦ в идеологическом аспекте государства велика.

Говоря коротко о составляющей антирелигиозной кампании Хрущева, следует отметить, что посредством проведения таковой политики он де-факто продолжил делать то, что делал его предшественник И.В. Сталин, которого как личность и политического деятеля Хрущев открыто раскритиковал на ХХ съезде КПСС в 1956 г. Достаточно существенное противоречие. Однако разность проводимой политики состояла в методах: если у Сталина это были открытые репрессии и уничтожение лиц, причастных к РПЦ и вере в Бога, то Хрущев решил это сделать в более бюрократическом ключе посредством нормативного регулирования данного вопроса, чего у него сделать по сути не получилось, о чем будет сказано далее в настоящем исследовании.

Список литературы

1. Горбатов А.В. Пропаганда и СМИ в период хрущевской антирелигиозной кампании / А.В. Горбатов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3-2 (59). С. 157–160.
2. Зинчук С.М. Хрущевская антирелигиозная кампания 1954–1964 гг.: практическая реализация и результаты / С.М. Зинчук // Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 1. С. 71–75.
3. Материалы по истории церкви. Кн. 24. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве : государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 гг. / М.В. Шкаровский. Москва : Крутицкое патриаршее подворье : Общество любителей церковной истории, 1999. 399
4. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке / М.В. Шкаровский. Москва : Вече : Лепта, 2010. 478 с.
5. Эдельштейн Г. Право на правду / Г. Эдельштейн. Москва : Издательство ИПК Парето-Принт, 2016. 499 с.

Остальные статьи