Дата публикации: 11.07.2024

Правовые стимулы и ограничения в механизме регулирования искусственного интеллекта в контексте реализации правоохранительной функции государства

Аннотация

Предлагается авторский анализ нормативных правовых актов, подготовленных в Российской Федерации за последние четыре года, регулирующих развитие технологий, использующих искусственный интеллект. Раскрывается правовая основа механизма регулирования искусственного интеллекта в контексте реализации правоохранительной функции государства.




В соответствии с Указом Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», подготовленного в 2019 г., сформулированы актуальные задачи в области искусственного интеллекта, а именно: создание Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года; актуализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»; разработка федерального проекта «Искусственный интеллект» и их финансирование.

По существу, названная Стратегия сконцентрировала различного рода мероприятия, отражающие национальные технологические инициативы, способствующие использованию искусственного интеллекта, который, по мнению авторов документа, «представляет комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека, (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений».

Несмотря на то что перечисленные документы определили траекторию развития искусственного интеллекта и механизм реализации в ближайшей перспективе, возникло множество проблем, которые затормозили процесс, что сказалось на динамике реализации поставленных в Стратегии задач.

В этой связи 15 февраля 2024 г. был издан новый указ Президента РФ, скорректировавший действия всех структур, связанных с реализацией названной задачи. Можно констатировать, что данный документ направлен на снятие административных и юридических барьеров, сдерживающих разработку и интеграцию технологий искусственного интеллекта в различные сферы экономики. Однако об использовании наработок искусственного интеллекта в осуществлении правоохранительной деятельности ни в одном федеральном нормативном правовом акте не было сказано, хотя этот аспект в условиях современных реалий представляется не менее значимым.

Объективности ради можем констатировать, что не существует юридических запретов на использование цифровых технологий и искусственного интеллекта правоохранительными органами, и в частности, территориальными подразделениями МВД. Об этом свидетельствует Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и еще несколько ведомственных типовых положений и приказов. Однако, кроме ведомственных документов, данная сфера на уровне федерального законодательства не урегулирована, а именно здесь возможны злоупотребления.

Список литературы

1. Зоз В.А. Использование технологий искусственного интеллекта в правоохранительных органах / В.А. Зоз, А.Р. Шроль // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7. № 2. С. 191–194.
2. Искусственный интеллект (большие данные) на службе полиции : материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 28 ноября 2019 г.) : сборник научных статей / редактор Э.А. Циткилова. Москва : Академия управления МВД России, 2020. 266 с.
3. Чердаков О.И. Отношение государства и бизнеса к разработке и внедрению технологий искусственного интеллекта в российскую финансовую сферу и экономику / О.И. Чердаков // Банковское право. 2022. № 5. С. 40–47.
4. Tim Lau. Predictive Policing Explained / Tim Lau // Brennan Center for Justice. 2020. 1 April.

Остальные статьи