Влияние специальных правил юридической техники на качество конструирования санкций административно-деликтных норм
Аннотация
Качество законов, устанавливающих санкции норм административно-деликтных норм, напрямую связано с соблюдением их разработчиками общих и специальных правил их подготовки. В данной статье охарактеризованы специальные правила юридической техники, содержащиеся в КоАП РФ и соответствующих законах субъектов Российской Федерации, Концепции нового КоАП РФ, его проекте и отраженные в позициях современных юристов, используемые при конструировании санкций норм права об административной ответственности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 07/2024 |
Страницы | 29-32 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-7-29-32 |
Одним из важнейших свойств современного административного права является его способность оперативно реагировать на изменения в состоянии общественных отношений, в том числе и обеспечивая их защиту с использованием административно-деликтных мер.
В частности, в 2020–2023 гг. своевременное установление административной ответственности позволило создать условия для обеспечения выполнения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности дорожного движения, защиты Вооруженных сил Российской Федерации от дискредитации и использования информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», ограничения вовлечения детей в незаконную протестную деятельность и др.
Кроме этого, были изменены подходы к назначению административных наказаний в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как результат реализации реформы контрольно-надзорной деятельности; расширены границы административной ответственности за мелкое хулиганство путём деликтации деяний, совершаемых с использованием социальных сетей и Интернета; совершенствовалась уголовная ответственность за деяния c административной преюдицией как реакция государства на неэффективность назначаемых ранее административных и уголовных наказаний и т.п.
Позитивным результатом активного законотворчества в этот период стало внесение в КоАП РФ около 120 изменений и дополнений. Оптимизировалось и административное законодательство субъектов Российской Федерации. Например, в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г. № 45 было внесено 16 изменений; в Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» — 23; в Закон Республики Крым от 25 июня 2015 г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» — 17. Часть таких изменений касались установления или изменения административных наказаний (преимущественно увеличения размера административного штрафа).
Анализ около 60 материалов к соответствующим законопроектам (их текстов, пояснительных записок, заключений уполномоченных органов (Правительства России, комитетов Государственной Думы РФ, Правового управления аппарата Федерального Собрания РФ и др.), а также других материалов, отражающих ход рассмотрения законопроектов, показал, что ряд из них отклоняются в связи с несоблюдением разработчиками требований к формированию законопроектов, установленных в соответствующих регламентах, а также правил юридической техники.