Дата публикации: 10.07.2024

Правосубъектность органов публичной власти в публичном праве

Аннотация

Статья посвящена вопросам правовой природы и специфики правосубъектности органов публичной власти в публичном праве. Рассматривается соотношение разных видов правосубъектности органов публичной власти. На основе анализа правового регулирования юридического лица публичного права и его правосубъектности делается вывод о том, что она не отражает всей специфики правосубъектности органов публичной власти.




В условиях формирования шестого технологического уклада и масштабных изменений в экономической, социальной и политической сферах возрастает роль органов государства и местного самоуправления в решении проблем, связанных с приспособлением социума к новым условиям. Участие системы этих органов в общественных отношениях основывается на правосубъектности. Определение ее содержания является практическим вопросом, суды при рассмотрении споров связывают с ней функции и права «публичных органов», правомочия органов местного самоуправления при принятии правовых решений. Доктринальная разработка конструкта правосубъектности может стать основой для разграничения понятий: функции, полномочия, компетенция, правосубъектность. Это позволит восполнить пробелы в правовом регулировании, которые проявляются в конкретных судебных делах.

Органы публичной власти формируются с учетом функций государства, они являются элементами системы, которые прежде всего участвуют в осуществлении публичной власти. В дореволюционной доктрине было признано, что нормы частного права не могу менять строение системы органов, их полномочия и компетенцию. Признание публично-правовой природы органов публичной власти является традицией в доктрине, однако эта природа не объясняет всей специфики правосубъектности органа публичной власти в разных отраслях права. В настоящей статье рассматривается природа правосубъектности органов публичной власти в публичном праве. Этот вопрос осложняется постоянным развитием системы права, на которое влияют инновации технологических укладов.

Система права является неоднородным нормативным массивом, с ее делением связаны виды правосубъектности. Выделение в системе права частей зависит от правопонимания правотворчества, правоприменения и правовой традиции страны. Наиболее широкое по объему деление — на частное и публичное право. Хотя оно существует в науке несколько столетий, но такие части не получили общепризнанного названия, используется понятие summa divisio или термины: «подсистема», «сфера» и др., а слова «публичное» или «частное» призваны отразить их особенности. Более частное деление — на отрасли права.

Для изучения соотношения правосубъектности органа публичной власти в разных частях системы права можно использовать закономерность, раскрываемую на философском уровне через категории «всеобщее», «особенное», «единичное»: всеобщее определяет закон существования и проявления особенного и единичного. Первым двум категориям соответствуют «общеправовая» и «отраслевая» правосубъектность органа публичной власти. Поэтому закономерность существования и проявления отраслевой правосубъектности органа публичной власти определяется правосубъектностями общеправовой и в публичном праве. Соотношение видов правосубъектностей на основе гегелевской интерпретации категорий предстает следующим образом: общеправовая (т.е. всеобщее) является первичной сущностью, она не сводится к сходству между правосубъектностями разных органов (т.е. единичное), первая определяет закон, по которому отраслевые правосубъектности (т.е. особенное) и правосубъектности органов осуществляются и развиваются. При диалектическом подходе общеправовая правосубъектность есть тотальность, она обусловливает бытие единичного и отражает не только его сущность и схожесть правосубъектностей органов, но и общую основу их многообразия, определяет логику их выделения.

Список литературы

1. Болгова В.В. Публичное право: проблемы теории, методологии, практики : автореферат диссертации доктора юридических наук / В.В. Болгова. Тамбов, 2009. 48 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права : перевод с немецкого / Г.В.Ф. Гегель ; автор вступительной статьи и примечания В.С. Нерсесянц. Москва : Мысль, 1990. 524 с.
3. Дигесты Юстиниана. В 3 томах / ответственный редактор Л.Л. Кофанов. 2-е изд. испр. Москва : Статут, 2008. Т. 1. 584 с.
4. Дождев Д.В. Правовое общение: опыт римского права / Д.В. Дождев. URL: <a href="http://www.igpran.ru/public/articles/Dojdev.Pravovoe_obshenie.pdf" target="_blank">http://www.igpran.ru/public/articles/Dojdev.Pravovoe_obshenie.pdf</a>
5. Зенков М.Ю. Органы исполнительной власти как юридические лица публичного права / М.Ю. Зенков // Современные проблемы юридической науки : сборник статей. Вып. 2 / ответственный редактор А.К. Черненко. Томск : Национальный исследовательский Томский государс
6. Лавренюк А.Н. Субъекты публичного права: теоретико-правовое исследование : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.Н. Лавренюк. Москва, 2007. 23 с.
7. Ориу М. Основы публичного права / М. Ориу. Москва : Издательство Коммунистической академии, 1929. 759 с.
8. Пашенцев Д.А. Смена технологических укладов и правовое развитие России : монография / Д.А. Пашенцев, М.В. Залоило, А.А. Дорская. Москва : ИЗиСП: Норма: ИНФРА-М, 2021. 184 с.
9. Хабриева Т.Я. Современные подходы к классификации юридических лиц. К 90-летию юбилея В.Е. Чиркина / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 5–17.
10. Чезаре С. Курс римского частного права : учебник : перевод с итальянского / С. Чезаре ; под общей редакцией Д.В. Дождева. Москва : Бек, 2002. 400 с.
11. Щербакова Ю.В. К вопросу о министерстве как юридическом лице / Ю.В. Щербакова // Законодательство и экономика. 2003. № 10. С. 13–16.
12. Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права. Вопросы теории / О.А. Ястребов. Москва : Наука, 2010. 382 с.
13. Falla F.G. Tratado de Derecho Admonostrativo. Vol. 1. Parte General / F.G. Falla. Duodecima edicion. Madrid : Tecnos, 1994. 540 p.

Остальные статьи