Дата публикации: 11.07.2024

Организационно-правовые модели управления крупными городами: городской округ с делением на административные районы, не являющиеся муниципальными образованиями, и городской округ с внутригородским делением

Аннотация

Настоящая работа посвящена рассмотрению и анализу моделей управления крупными городскими округами с точки зрения территориальной организации. Постоянное увеличение территории и численности населения в крупных муниципальных образованиях, имеющих статус городских округов, требует внесения определенных изменений в механизм осуществления власти. В настоящее время в Российской Федерации существует две модели, определяющие территориальную организацию власти в городских округах. При первой сохраняется единая система органов местного самоуправления, и в то же время для улучшения качества управления отдельными частями города создаются административные районы, где функционируют территориальные подразделения общегородских органов. Вторая предполагает создание двухуровневой структуры органов местного самоуправления, когда формируются внутригородские районы как самостоятельные муниципальные образования, имеющие собственную компетенцию. В ходе исследования установлено, что при выборе любой из названных организационно-правовых моделей существует ряд особенностей и нюансов, влияющих на качество и характер осуществления власти, которые следует учитывать при их реализации и адаптации.




Местное самоуправление как вид публичной власти имеет определенные территориальные границы. В зависимости от статуса и вида муниципального образования существуют важные особенности, которые приходится учитывать при определении структуры органов местного самоуправления. В частности, для городских округов, являющихся социально-экономический центрами регионов, актуальна проблема территориальной организации местного самоуправления. Причинами для этого являются повышенная сложность управленческой деятельности, многообразие решаемых в интересах жителей задач, необходимость в комплексном развитии всего муниципального образования и отдельных его местностей, внедрение эффективных способов взаимодействия органов местного самоуправления с населением и другие. Соответственно, существует потребность в способах, позволяющих реализовать стоящие перед органами местного самоуправления задачи и повысить качество их работы. И одним из них является деление городского округа на территориальные единицы, которые в соответствии с его уставом могут обладать различным статусом.

Первая модель, предполагающая создание в рамках единого городского округа административных районов, представляется более простой. В пределах этих образований функционируют территориальные подразделения городской администрации, где принимаются наиболее важные решения для успешного развития районов с учетом местных особенностей. В частности, в Саратове на уровне городских районов действуют районные администрации, а в Воронеже подобную роль выполняют районные управы. Таким образом, создание отдельных органов местного самоуправления в данном случае не предусматривается, хотя при этом ряд важных полномочий делегируется на территориальные подразделения городской администрации. Однако существенным нюансом данной модели является то, что должностные лица этих органов несут ответственность за выполнение возложенных на них задач в первую очередь перед городскими властями, тогда как их взаимодействие с населением носит скорее второстепенный характер. Таким образом, существенным недостатком этой модели является ее бюрократический характер, ориентированный на адаптацию к местным особенностям, но не на принятие самостоятельных решений под свою ответственность. При этом она в целом является довольно интересным способом децентрализации местного самоуправления, имеющим определенные перспективы и потенциал при надлежащем нормативно-правовом регулировании.

Вторая модель является относительно новой для отечественного правопорядка, и для ее внедрения существовал ряд причин. Наметилась тенденция в более тесном сближении местных властей и населения крупных городов для более качественного решения вопросов местного значения. Также насущной необходимостью стало создание гарантий для повышения активности на местах, что позволило бы усовершенствовать механизм принятия важных решений, затрагивавших интересы жителей определенной части города. В результате в 2014 г. возникла новая модель городского округа с внутригородским делением. Ее качественной особенностью является наличие сложной двухуровневой системы органов местного самоуправления (в таких городских округах органы местного самоуправления стали функционировать не только в рамках города, но и на уровне внутригородских районов, ставших отдельными муниципальными образованиями), а каждый из ее элементов наделен собственной компетенцией и обладает организационно-правовой самостоятельностью. Однако на практике она оказалась не такой востребованной и, по мнению автора, по сей день носит скорее экспериментальный характер. Причиной для такого вывода является совокупность выявленных в ходе ее реализации недостатков и нюансов, не учтенных при законодательной разработке.

Список литературы

1. Ильиных А.В. Городские округа с внутригородским делением в муниципально-территориальном устройстве: опыт формирования и перспективы совершенствования / А.В. Ильиных // Российский юридический журнал. 2019. № 4. С. 35–41.
2. Ильиных А.В. Проблемы определения правового статуса внутригородских районов / А.В. Ильиных // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2017. Т. 17. № 1. С. 106–119.
3. Ильиных А.В. Проблемы учета мнения населения при создании городского округа с внутригородским делением: правовой аспект / А.В. Ильиных // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 9. С. 39–43.
4. Кокотов А.Н. Децентрализация местного самоуправления в Российской Федерации / А.Н. Кокотов // Российский юридический журнал. 2015. № 1. С. 38–47.
5. Кокотов А.Н. Территориальные органы местного самоуправления и укрупнение муниципальных образований / А.Н. Кокотов // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 1. С. 28–31.

Остальные статьи