Дата публикации: 11.07.2024

Дискурс об интеграции: возможность заимствования опыта Крыма для новых воссоединенных регионов России

Аннотация

В статье анализируются интеграционные процессы в Республике Крым и новых субъектах Федерации — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях; рассматриваются общие предпосылки, способствующие отделению (сецессии) бывших украинских территорий, а также особенности интегративной деятельности переходного периода. Авторами выделяются положительные аспекты проделанной работы и предлагаются некоторые перспективные шаги в обозначенной сфере.




Вхождение Крыма, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации — уникальное событие исторического масштаба, демонстрирующее восстановление справедливости на основе единых ценностных установок русской цивилизации, а также повлекшее укрепление гражданского согласия внутри большой страны.

Воссоединение с большой Россией исконно русских территорий (ранее входивших в состав украинского государства) характеризуется разностью во времени: 10 лет с момента возвращения Крымского полуострова под российскую юрисдикцию и полтора года, как новые регионы пополнили состав субъектов Российской Федерации. Несмотря на то что процесс возвращения указанных территорий во многом отличается, причина, способствовавшая происходящему, одна — обострение конфликта населения с действующей украинской властью на фоне государственного кризиса, а также проводимой трансформации, связанной с навязыванием концепта жесткой национальной идентичности.

Волеизъявление миллионов людей вернуться в свое подлинное, историческое Отечество и к общим культурным, духовным ценностям было продемонстрировано на референдумах в 2014 и 2022 гг. Итоги реализации института прямой демократии населения впечатляют: в Крыму за решение о вхождении в состав России проголосовали 96,77% граждан, в Севастополе — 95,6%, в ДНР — 99,23%, в ЛНР — 98,42%, в Херсонской области — 87,05% и в Запорожье — 93,11%.

Такое единение народа было предсказуемым, учитывая последствия государственного антиконституционного переворота на Украине и происходящей волны беспорядков. Отход украинской власти от своих международно-правовых обязательств, агрессия, геноцид, дискриминация по разным признакам (религиозная, языковая, территориальная), культивирование неонацистских идей, ненависти к России и всему «российскому», лишение русской идентичности миллионов русскоязычных украинцев, подавление свободы слова и инакомыслия — все это потребовало от людей (не лишенных регионального сознания и коллективного мышления) решительных действий в реализации права на самоопределение с последующей вынужденной сецессией.

В литературе вокруг вопроса «воссоединения территорий» можно встретить поляризованный дискурс среди юристов, политологов, экономистов и международного сообщества. К примеру, одни юристы отдают приоритет принципу территориальной целостности государства, другие — праву народа на самоопределение. Оба указанных принципа являются основополагающими в рамках международного права. При этом их интерпретация среди западных политиков зачастую демонстрирует практику двойных стандартов, манипуляцию принципами «территориальной целостности» и «самоопределения народа», что свидетельствует о распространении правового нигилизма.

Список литературы

1. Бойко А. В проект бюджета включили госпрограмму восстановления новых регионов / А. Бойко, С. Гаврилюк // Ведомости. 2023. 27 марта.
2. Свинова А. Как за 10 лет рост экономики Крыма опередил общероссийские темпы / А. Свинова // Российская газета. 2024. 16 марта.
3. Murswiek D. The Issue of a Right Secession — Reconsidered / D. Murswiek // Modern law of self-determination / ed. by C. Tonuschat. The Netherlands : Martinus Nijhoff Publishers, 1993. P. 21–40.

Остальные статьи