Дата публикации: 11.07.2024

Конституционный контроль: принцип верховенства Конституции РФ

Аннотация

В науке конституционного права конституционная законность в основном понимается как обязательное исполнение и соблюдение Конституции РФ и соответствующих ей законов всеми органами власти, должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Вместе с тем в данном процессе важную роль играет качество нормативных правовых актов, принимаемых во исполнение конституционных норм, их соответствие Основному закону. В целях обеспечения единства правового пространства принцип верховенства Конституции в конституционном контроле выступает решающим. Обеспечение такого верховенства и является главной задачей всех органов государственной власти.




В Российской Федерации конституционный контроль за законодательством субъектов РФ осуществляют специализированные органы власти — Конституционный Суд РФ, до 2023 г. на региональном уровне конституционные (уставные) суды субъектов РФ и неспециализированные — Федеральное Собрание Российской Федерации, осуществляющее парламентский контроль, Президент Российской Федерации, который является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и самостоятельно осуществляет деятельность по защите конституционных норм; Прокуратура Российской Федерации, осуществляющая прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации; Уполномоченные по правам человека (омбудсмены), предметом деятельности которых являются реализация, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации.

К главным задачам конституционного контроля и надзора, и здесь трудно не согласиться с Ю.Л. Шульженко, относятся проверка, выявление, констатация, устранение несоответствий различных актов конституции, законам; участие в разрешении спорных вопросов, имеющих конституционное значение; участие в развитии и совершенствовании законодательства; в федеративном государстве — обеспечение соответствия правовых систем субъектов федерации общефедеративной правовой системе; выполнение роли сдерживания и противовеса властей, и прежде всего законодательной и исполнительной, обеспечение их сбалансированности; обеспечение верховенства, господства права.

В целях обоснования идей существования конституционного контроля принимались во внимание три теории.

Органическая теория. Основоположником данной концепции принято считать Г. Спенсера. Сторонники теории считали, что в окружающем мире все взаимосвязано и систематизировано. Органическая теория предполагает, что акты нижестоящей власти не должны противоречить акту учредительной (вышестоящей) власти.

Институциональная теория. Основоположником данной теории считается Морис Ориу, который в своем научном труде «Основы публичного права» определяет институт в качестве любой организации, которая создана обычаем или положительным правом. Для институционалистов Конституция — это прежде всего основной закон не государства, а гражданского общества… в интересах общества установлены правила игры, обязательные для всех, в том числе для правового государства. Данная теория основывается на том, что ни один орган власти не вправе посягать на полномочия другого. Как отмечает В.С. Осипов, «таким образом, равновесное состояние институтов, их поддержка со стороны государства, добровольное принятие и использование в длительной перспективе обществом приводит к стабильному состоянию внутренней среды государства».

Список литературы

1. Ашмарина Е.М. Экономическое право и неоинституционализм / Е.М. Ашмарина // Вопросы экономики и права. 2017. № 103. С. 7–12.
2. Ермакова Е.С. Теоретические основы института конституционного контроля / Е.С. Ермакова // Достижения вузовской науки. 2013. № 5. С. 149–153.
3. Иксанов И.С. Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение : диссертация кандидата юридических наук / И.С. Иксанов. Москва, 2008. 224 с.
4. Конституционное право зарубежных стран : учебник / В.Е. Чиркин. Москва : Юристъ, 1997. 566 с.
5. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование) / Н.А. Михалева. Москва : ЮРКОМПАНИ, 2010. 366 с.
6. Михалева Н.А. Конституция 1993 г. — юридическая модель настоящего и будущего России / Н.А. Михалева // Lex Russica (Русский закон). 2013. № 12. С. 1307–1317.
7. Нарутто С.В. Верховенство Конституции как основа конституционного правопорядка в России / С.В. Нарутто // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 3. С. 30–35.
8. Осипов В.С. Французский институционализм в проблеме укорененности института / В.С. Осипов // Закон и право. 2019. № 7. С. 42–45.
9. Попов И.О. Проблема конституционного контроля в Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2015. № 8 (17). С. 154–156.
10. Шульженко Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации / Ю.Л. Шульженко. Москва : ИГПАН, 1998. 112 с.
11. Bačić, A. Konstitucionalizam i administrativna država (O zahtjevima konstitucionalizma u razdoblju nadmoći egzekutive) / A. Bačić, P. Bačić // Zbornik radova Pravnog fakulteta u Splitu. 2016. Vol. 53. Iss. 1. P. 119–137. DOI: 10.31141/zrpfs.2016.53.119.11

Остальные статьи