Меры профилактики уклонения от уплаты налогов в условиях цифровизации налогового администрирования
Аннотация
В данной статье анализируется влияние цифровизации на профилактику уклонения от уплаты налогов. Автором делается вывод, что в условиях цифровизации меры профилактики уклонения от уплаты налогов как инструменты превенции правонарушений на самой ранней стадии способствуют созданию возможности исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов с минимальными затратами. Соответственно, цифровизация налогового администрирования обеспечивает расширение действия профилактических мер в налоговых правоотношениях. По результатам анализа действующих норм налогового законодательства делаются предложения по их совершенствованию в целях повышения эффективности профилактики уклонения от уплаты налогов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 07/2024 |
Страницы | 31-34 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-7-31-34 |
Налоговые платежи являются основным источником государственных доходов бюджетов. При этом налоги представляют собой индивидуально безвозмездный платеж, в связи с чем налогоплательщики естественным образом допускают оппортунистическое поведение в налоговых правоотношениях. Как справедливо отмечают отечественные исследователи, сущность налогового права заключается в борьбе интересов государства и налогоплательщиков, поэтому государство должно заботиться о своих интересах в сфере налогообложения.
Представляется, что забота государства о надлежащем исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов заключается в разработке и реализации мер профилактики уклонения от уплаты налогов, способствующих исполнению такой обязанности с минимальными усилиями со стороны налогоплательщиков, а также устраняющих риски искажения размера налоговой обязанности. Как отметил Президент Российской Федерации в своем послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 г., российская налоговая система нуждается в отказе от практики временных мораториев на проверки и полном переходе к применению профилактических мер.
Думается, что меры профилактики должны быть направлены на устранение причин и условий уклонения от уплаты налогов, к которым можно отнести сложность налогового законодательства, возможность налогоплательщика самостоятельно определять свои обязательства и, соответственно, искажать данные в целях занижения суммы подлежащего уплате налога. В связи с этим предпринимаемые налоговым законодателем правовые меры, направленные на упрощение исполнения налоговой обязанности путем переложения обязанностей по исчислению суммы подлежащих уплате налогов на налоговый орган, содействуют профилактике уклонения от уплаты налогов. Реализация таких мер стала возможна прежде всего благодаря цифровизации налогового администрирования, т.е. применению налоговыми органами различных программных продуктов, позволяющих автоматизировать внутренние процессы исчисления и учета налоговых обязанностей.
В целом цифровизация, активное применение информационных технологий в налоговом администрировании способны упростить порядок исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. Как справедливо отмечают отечественные ученые, государство постоянно совершенствует систему получения информации о налогоплательщике, которая служила бы объективным основанием для исчисления суммы подлежащего уплате налога, что дает возможность формирования системы получения налоговыми органами информации практически обо всех налогово-значимых операциях.
К основополагающим источникам формирования баз данных, администрируемых налоговыми органами, относятся первичные регистрационные данные о налогоплательщике из таких информационных ресурсов, как ЕГРЮЛ, ЕГРИП; данные регистрирующих органов, банков, контрольно-кассовой техники, а также сопряженных информационных систем (ЕРГ ЗАГС, администрируемого ФНС России, и ЕАИС, амнистируемой ФТС России). Указанные источники постоянно пополняются, в том числе за счет создания новых информационных регистров — например, Единого государственного регистра населения (ЕГРН), а также получения налоговыми органами данных из бухгалтерских систем налогоплательщиков (ГИРБО).