Правовые проблемы взаимовлияния гражданского и финансового права современного правоприменения
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные аспекты взаимовлияния правовых норм публичного права и норм, относящихся к гражданско-правовому регулированию. Рассмотрены некоторые проблемы соотношения гражданско-правовых институтов с соответствующими институтами налогового, бюджетного права, сформулированы актуальные выводы как для правовой науки, так и для практической деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 07/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-7-2-5 |
Проблематика взаимовлияния гражданского и финансового права не является новеллой, но ее актуальность и востребованность в последнее десятилетие очень возросла в связи со значительным совершенствованием финансового права в целом, а в частности это связано с глобальным нормотворчеством в бюджетной и налоговой сферах правового регулирования. Такое положение дел не осталось без внимания ученых, специализирующихся в указанных сферах научной деятельности. Например, рассматривая взаимосвязь между гражданским и финансовым правом, Е.Л. Васянина отмечает, что эта связь обозначается как востребованность в конкретизации сформированного законодателем подхода к регулированию финансовых отношений, «базирующегося на преодолении разрыва между отраслями права». Более детально эту проблему рассматривает С.В. Рыбакова, которая исходит из необходимости выделения различий таких понятий, как «использование цивилистических конструкций» (опосредующих публичные имущественные и организационные отношения) и «использование гражданско-правовых норм» (субсидиарно регулирующих публичные отношения). Такой подход наиболее практичен, поскольку использован законодателем и опробован обширной практикой правоприменения в налоговых правоотношениях. Однако необходимо отметить, что налоговое законодательство отличается своей особенностью — прямое использование цивилистических норм в своем инструментарии, но при этом законодатель всегда добавляет в чистую гражданско-правовую норму оттенок публичного права. Ярким примером является соотношение договора поручительства в гражданском праве и правовое регулирование этого же вида договора, но уже в сфере налоговой отрасли.
Можно с большой долей уверенности утверждать, что современное состояние финансового и гражданского права характеризуется взаимопроникновением отдельных институтов гражданского права в число институтов публичного права, использующихся в узкоотраслевых публично-правовых целях. Различие предметной составляющей каждой из отраслей не позволяет применять в своем арсенале инструменты и институты, используемые в рамках предмета другой отрасли. Тем более что пропасть, разделяющая предметы финансового и гражданского права, огромна. Однако анализ соотношения и уровня взаимопроникновения (взаимовлияния) этих двух отраслей в современных условиях очевиден. В этой связи полагаем необходимым согласиться с мнением М.Ю. Челышева и В.А. Петрушкина, которые пришли к выводу о том, что использование терминов гражданского права в налоговой сфере свидетельствует о межотраслевом терминологическом значении гражданско-правовой отрасли. В свою очередь, следует согласиться с мнением М.В. Карасевой, которая утверждает, что именно сущностное единство налогового и гражданского права как имущественных феноменов порождает проблему возможности и пределов использования в ходе рассмотрения налоговых споров частноправовых конструкций для толкования норм налогового права.
Наиболее ярким примером такого «взаиморегулирования» публично-правовых отношений является использование налоговой отраслью совокупности институтов, привнесенных из гражданского права, регулирующих способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Конечно, использование упомянутых институтов осуществляется с публично-правовым оттенком, который проявляется в измененной правовой конструкции нормы, «рожденной» для гражданско-правовых потребностей, но измененной и сформированной для целей публично-правового регулирования. Например, упомянутый нами договор поручительства, используемый как гражданско-правовой институт, является односторонней сделкой, не требующей волеизъявления субъекта, за который поручаются, и уж тем более проявления воли (влияющей на поручителя) третьей стороны (перед тем, в пользу кого поручаются). В свою очередь, договор поручительства, используемый в налоговом праве, уже является трехсторонним, где налоговый орган выступает цензором заключенного договора, который должен выразить свое согласие на осуществление этой сделки. Согласовывая этот инструмент обеспечения исполнения налоговой обязанности, налоговый орган выполняет публично-правовую функцию государственного контроля, обеспечивающую соблюдение интересов государства, позволяющую создать исчерпывающие условия для поступления налогового платежа в бюджетную систему страны.