Политико-правовая мысль как объект современных научных исследований
Аннотация
В статье представлен обзор докладов участников научных конференций, прошедших в Санкт-Петербургском университете МВД России и приуроченных к его 25-летию, которые были посвящены развитию политико-правовой зарубежной и отечественной мысли и свидетельствуют об осознании научным сообществом социально-познавательной ценности историко-правовых исследований, увеличении числа научных изысканий, посвященных развитию мысли о праве и государстве, расширению предметного поля ретроспективных исследований, использованию новых методологических подходов к анализу политико-правовой мысли.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 07/2024 |
Страницы | 41-49 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-7-41-49 |
Осознание социально-познавательной ценности историко-правовых исследований способствует росту числа научных трудов, касающихся развития мысли о праве и государстве, в современной юридической науке, расширению предметного поля ретроспективных изысканий, использованию новых методологических подходов к анализу политико-правового пространства.
Проблематика современных историко-правовых исследований включает познание общих закономерностей эволюции науки, глубинного смысла правовых традиций. Н.В. Разуваев, обратившись к римской юриспруденции, генетически связанной с иными цивилизациями Древнего мира, подчеркивает, что причиной взаимовлияния традиций служит существование семантических универсалий. В правотворчестве римских юристов Н.В. Разуваев выявляет «единство дескриптивного и прескриптивного аспектов, которое позволяет доктринальному дискурсу являться не только способом познания правовой реальности, но и источником права в формально-юридическом смысле». Деятельность римских юристов компенсировала характерную для античной правовой традиции неразвитость нормативных средств регулирования поведения членов общества.
Существенное влияние на учения Нового времени, по мнению Л.В. Батиева, оказала философия права второй схоластики. Анализируя творчество испанского иезуита Франсиско Суареса (1548–1617), которое Х. Перейра и С. Джакон оценивают как вершину второй схоластики, Л.В. Батиев характеризует представления о правовой системе, основанные на теоцентризме. Закон Ф. Суарес трактует как моральную реальность, вечный закон, являющийся образцом всех других законов, как свободный указ воли Бога – отражение божественного разума. Критика Ф. Суареса трактовки Г. Васкесом естественного закона как проявления рациональной природы опиралась, прежде всего, на утверждения о том, что придание закону характера предписания несостоятельно в силу того, что природа ничего не предписывает и обязательной силы не имеет. Добродетель справедливости требует жить согласно разуму, а не природе. Естественный закон достается людям благодаря некоему ментальному просветлению.
Новые грани в понимании правовой реальности Нового времени, роли полиции, судов и судей в жизни общества представляет исследование Е.В. Дукова, который обратился к наследию гуманиста эпохи Просвещения, ученого, государственного и общественного деятеля Испании Гаспара Мельчора де Ховельяноса (1744–1811). Предмет исследования – представления гуманиста, связанные с разрешением дилеммы: свобода человека в обществе – соблюдение законности и правопорядка. Решить эту сложную задачу Г.М. де Ховельянос предлагает разграничением сфер деятельности судей и полиции, упорядочением регламентов организации общественных отношений, акцентированием внимания на необходимости организации народных гуляний, так как «народ свободный и радостный … будет деятелен и трудолюбив».
Проблема свободы и безопасности личности занимала важное место в английской политико-правовой мысли XVII–XIX вв. И.В. Важенина сделала вывод о наличии в английской политико-правовой мысли широкого спектра идей об управлении внутренними делами государства и о том, что они оказали влияние на политическую сферу Великобритании, предопределили многие управленческие решения.