Гармонизация федерального и регионального законодательства в России и проблемы государственного суверенитета
Аннотация
В статье выделяются этапы в развитии российского законодательства, тесно связанные со становлением и развитием современной отечественной доктрины государственного суверенитета и российского федерализма.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 07/2024 |
Страницы | 8-13 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-7-8-13 |
Российская Федерация, безусловно, является одним из сложных по форме устройства государств. Опыт российского федерализма характеризуется богатством содержания и уникальностью, требующими постоянного научного анализа и оценки. Одной из особенностей отечественного федерализма можно считать его постоянное развитие и усовершенствование в соответствии с изменениями, происходящими в мире. В современной отечественной науке конституционного права была разработана и воплощена на практике теория государственного суверенитета, которая была применена, во-первых, для приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством; во-вторых, для создания работающего механизма правотворчества по предметам ведения, установленным в Конституции РФ. Создание обновленной теории государственного суверенитета потребовало серьезных усилий со стороны юридического сообщества, формирование современной теории сопровождалось многочисленными дискуссиями ученых-юристов, политологов, государственных и общественных деятелей, представителей регионов России. Например, в 2011 г. в литературе можно было найти тезис о потере государствами многовековой монополии на суверенитет. Прогнозировалось, что право на суверенные действия станет прерогативой международных организаций.
Термин «гармонизация законодательства» применяется в сравнительном правоведении для характеристики взаимодействия уровней законодательного регулирования, например, для взаимодействия международного и национального законодательства. В данной статье предлагается использовать методы сравнительного правоведения для анализа развития российского законодательства как законодательства федеративного государства.
Российская Федерация является правопреемницей СССР, ее формирование началось в 1990 г. с процесса, который в литературе получил название «парад суверенитетов». Бывшие автономные республики РСФСР в ходе этого процесса принимали декларации о государственном суверенитете. Так, первой из АССР такую декларацию приняла Северо-Осетинская АССР. В документе указывалось, что суверенитет – это условие существования национальной государственности осетинского народа. Вслед за Северной Осетией свои декларации о суверенитете приняли и другие автономные республики РСФСР. Татарская АССР провозгласила суверенитет 30 августа 1990 г., Якутская – Саха республика приняла декларацию 27 сентября 1990 г. Причинами принятия деклараций назывались: а) ограниченность суверенных прав народов в автономных республиках; б) несоответствие старого статуса принципам правовой государственности; в) торможение социально-экономического, политического и духовного развития регионов.
В ходе процесса провозглашения суверенитетов бывшими автономными республиками РСФСР в марте 1992 г. был заключен Федеративный договор. Этот акт разграничивал предметы ведения федерального центра и субъектов федерации. В научной литературе в это время стали разрабатываться вопросы договорного регулирования федеративных отношений в Российской Федерации.
В 1990-е годы бывшие автономии РСФСР приняли свои постсоветские конституции, кроме того, между федеральными органами власти и региональными органами власти заключались двусторонние договоры. Например, в договоре, заключенном между полномочными представителями органов власти Российской Федерации и Республики Татарстан в 1994 г., решались вопросы о распоряжении недрами, в том числе вопрос об использовании нефтяных месторождений.