Сущность экономических преступлений и особенности их доказывания
Аннотация
Сущность экономических преступлений — это обман, совершенный с корыстной целью. В настоящее время реализуется преступная схема получения обманным путем юридических фактов, на основе которых реализуются псевдозаконные права на имущество. При расследовании экономических преступлений такие юридические факты не должны быть приняты во внимание.
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 07/2024 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-7-2-8 |
Экономические преступления по своей природе имеют коренные отличия от преступлений так называемой общеуголовной направленности. Профессор Л.В. Головко указывает: «Чем отличается экономическая сфера? Только одним — в основу уголовного правового запрета положена здесь не концепция насилия, а концепция обмана (англ. fraud, франц. fraude). Иначе говоря, если вы никого не обманываете — ни государство (допустим, в налоговых отношениях), ни контрагента, ни потребителя, то ни о каком уголовно-правовом запрете речи идти не может. Пока обмана нет, рыночные отношения свободны и регулируются исключительно частным правом. Когда он возник, уголовно-правовая реакция целесообразна, легитимна и неизбежна. …Запрет обмана в экономических отношениях под страхом уголовного наказания — это важнейший и неотъемлемый атрибут цивилизованной рыночной экономики».
Итак, обман — основной элемент экономического преступления. Если говорить о таком преступлении в отношении гражданина — это мошенничество. Если в отношении государства — это, помимо мошенничества, уклонение от уплаты налогов, страховых взносов, таможенных платежей, фальсификация государственных реестров, отчетности, незаконные предпринимательство, банковская деятельность, производства различных видов, легализация, невозврат валютных средств из-за границы, криминальные банкротства и т.д., — обман совершается в отношении государственных органов и организаций всех видов, начиная от Банка России, налоговых органов, арбитражных судов, заканчивая органами местного самоуправления.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» дано весьма подробное с точки зрения судейского сообщества токование обмана: «Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении (представлении) заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение». При совершении обмана могут быть использованы поддельные документы, подставные лица, а при совершении мошенничества в сфере предпринимательской деятельности обман выражается в умышленном неисполнении принятых на себя виновным лицом обязательств по договору. Отдельно конкретизирован обман при совершении мошенничества в сферах кредитования, страхования, при получении социальных выплат и т.д..
Но даже Верховный Суд Российской Федерации не в состоянии предусмотреть все виды обмана, которыми пользуются мошенники и/или экономические преступники. Не получило оценки повсеместно распространенное владение и управление имуществом или бизнесом через подставных лиц — так называемое «номинальное владение», в настоящее время отчасти узаконенное. Фактически это обман относительно реального, фактического собственника имущества или бизнеса, и невозможно определить, совершен этот обман для защиты от незаконного завладения или для сокрытия от контролирующих органов. Также не получил оценки универсальный инструмент совершения экономических преступлений — незаконно образованное юридическое лицо или фирма-«однодневка», обман, закрепленный государственной регистрацией (но об этом подробнее позже).
Но обман не исчерпывает всей сущности экономических преступлений. Сам по себе обман как морально-нравственная категория уголовно ненаказуем. Состав преступления экономического преступления образуется только тогда, когда есть корыстная цель. Иными словами, преступный обман совершается исключительно с целью получения выгоды (дохода, прибыли и др.), именно поэтому преступление и называется экономическим.