Тенденции и перспективы практики оспаривания односторонних ограничительных мер США
Аннотация
В настоящей статье исследуются актуальные правовые механизмы оспаривания односторонних ограничительных мер США. Проводится анализ судебной практики, а также предлагается классификация мер правовой защиты в зависимости от выбора места рассмотрения спора.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 07/2024 |
Страницы | 50-54 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-7-50-54 |
Словосочетание «антироссийские санкции» прочно вошло в обиход отечественного обывателя начиная с марта 2014 г. Именно тогда президент США Б. Обама подписал административный Указ № 13660, который ввел ограничительные меры, в том числе финансового характера, в отношении определенного круга российских лиц, действия которых «подрывали демократические процессы или институты в Украине».
Несмотря на то что указанные меры были введены США в одностороннем порядке, в отсутствие резолюции ООН, а также носили экстерриториальный характер, общемировая практика их успешного оспаривания носит скорее эпизодический характер. К примеру, по состоянию на январь 2024 г. всего 9 российских юридических лиц и 5 граждан России смогли добиться отмены санкций в судах США. В связи с этим актуальной представляется задача по исследованию эффективных правовых механизмов оспаривания односторонних ограничительных мер.
В настоящее время большинство американских санкций вводится на основании акта США 1977 г. «О международных чрезвычайных экономических полномочиях», который предоставляет Президенту США право на введение ограничительных мер в отношении любого лица в случае возникновения угрозы национальной безопасности, внешней политике или экономике США.
Американские санкции могут быть оспорены в судебном порядке на уровне национальных судов США, но с обязательным соблюдением административной процедуры досудебного обжалования, путем подачи заявления на имя руководителя Управления по контролю за иностранными активами Департамента казначейства США. В рамках такого обращения заявитель, как правило, просит исключить его из перечня подсанкционных лиц.
Процедура административного обжалования решений Управления по контролю за иностранными активами законодательно урегулирована в соответствии с § 501.807 31-го Свода федеральных нормативных актов США.